Как менялся идеал красоты: 12 русских красавиц от начала XX века до наших дней

Блондинки и брюнетки, хрупкие и обладательницы пышных форм, нежные и сильные — все эти женские образы ярко отражают свою эпоху и представление о «русской красавице». Посмотрите на лица известных личностей прошлого и настоящего!

Фото: Wikimedia.org

Определение женской красоты — это вопрос субъективности. Одним нравятся блондинки, другим — брюнетки, кто-то предпочитает утонченных худышек, а кто-то предпочитает женщин с пышными формами. Поэтому все рейтинги красоты можно считать условными. Они могут основываться только на единогласном показателе — популярности.

В начале XX века идеал красоты представлял собой утонченную женщину с легким макияжем и кокетливой прической, что отражалось как в искусстве, так и в моде. С приходом советской эпохи нормы изменились: акцент сместился на здоровье и силу, что способствовало популяризации более спортивного и натурального вида. В 90-е годы, в период перемен, вновь возникли тренды на яркий макияж, длинные волосы и пышные формы, что символизировало свободу выбора и индивидуальность. Современный идеал красоты сочетает в себе множество стилей и подходов, от минимализма до экстравагантности, предоставляя женщинам шанс быть собой вне зависимости от общественных стандартов.

Не упустите

Каждая эпоха оставляет в истории имена тех, кто сражал наповал мужчин и вдохновлял женщин. Мы собрали собственный список русских «икон стиля», начиная с начала XX века и до настоящего времени. Возможно, ваш личный рейтинг оказалась бы иным. Но давайте просто вспомним об этих красавицах и насладимся воспоминаниями.

Содержание

1 Начало XX века. Ольга Глебова-Судейкина

Фото: Wikimedia.org

У нее была реальная угроза остаться в тене. Дочь небольшого чиновника, она никогда не училась в Смольном, а посещала его филиал, Александровский институт, именуемый тогда — «для неблагородных девиц». Даже выйдя на сцену Александринки после театрального училища, Ольга Глебова могла остаться заведомо на вторых ролях, так как не отличалась выдающимся актерским даром. Однако ей был дан другой талант — превращать свою жизнь в непрекращающуюся постановку. Эпоха Серебряного века с ее полуподпольными кабаре и загадочными «незнакомками» явилась сценой, на которой Ольга стала звездой.

Два брака — сначала с известным художником Сергеем Судейкиным, затем с композитором Артуром Лурье — открыли ей двери в мир творческой богемы, и она быстро завоевала этот мир. Актриса, танцовщица, художница, скульптор и декламатор — Серебряный век позволял быть исследователем множества ролей. Одну роль нельзя было играть: быть скучной, обычной, банальной. И Ольга Судейкина-Глебова, обладая своей необычной красотой, блестяще справилась с ролью звезды, став, по мнению Лурье, «воплощением утонченной эры Петербурга на заре XX века».

Кроме того, ее активное участие в театральной и художественной жизни Петербурга сделало её не только заметной фигурой на сцене, но и популярной личностью за пределами театра. Ольга была связующей нитью между различными художественными течениями и знаменитостями того времени, такими как Цветаева, Блок и Маяковский. Она принимала участие в первых русских художественных выставках и активно поддерживала авангардные идеи, что способствовало её становлению как одной из икон культурной жизни. Несмотря на трудные времена, когда революция и война изменили привычные нравы и уклад жизни, Ольга смогла адаптироваться и продолжать творческую деятельность, находя новые формы самовыражения и сотрудничества с современными художниками и музыкантами.

2 1910-е. Вера Холодная

Фото: Wikimedia.org

Ей можно смело сказать «повезло» — она появилась на свет в удачное время и в нужном месте. Россия, стоящая на пороге катастрофических событий, ушла в идеализацию образа страдающей жертвы, которой так не хватает в мире. Огромные глаза, утопающие в черноте густого макияжа, томный взгляд, обворожительная хрупкость,tragическое выражение в силуэте и жестах — Вера Холодная по праву считается суперзвездой российского немого кино. Хотя некоторые режиссеры порой пренебрегали ее актерским талантом, созданный ею экранный образ остался бессмертным.
Вера Холодная родилась 31 августа 1893 года в Киеве в семье артистов. Она начала свою карьеру на сцене театров, а затем успешно перешла в кино. Ее дебют в кинематографе состоялся в 1914 году, и с тех пор она снялась более чем в 30 фильмах. Самыми известными ее работами стали ленты «Живой труп» и «Подкидыш». Кроме того, Вера активно участвовала в театральной деятельности, что позволило ей развить свой актерский диапазон. Она стала символом эпохи, представив образ женщины, которая испытывает глубокие эмоциональные страдания, что очень resonировало с аудиторией того времени. К сожалению, карьера Веры была прервана с началом Первой мировой войны и революционными событиями в России. Она покинула страну и продолжила свою деятельность в Европе, но в 1919 году ее жизнь внезапно оборвалась из-за трагического заболевания.

3 1920-е. Натали Палей

Фото: Wikimedia.org

После революции и гражданской войны стране не было дела до красоты — советские женщины в кожанках и красных косынках сосредоточились на создании нового мира, можно сказать, на выживании. Поэтому неудивительно, что русская красота временно повторила путь беженцев за границу вместе с множеством жертв катастрофы. Весь двадцатый год русские аристократки блистали на мировых подиумах и в кино. Одной из самых ярких была Наталья Палей. Дочь великого князя Павла Александровича, дяди Николая II, она начала зарабатывать на жизнь модельной карьерой и вскоре завоевала Париж, а затем и Голливуд. Её утонченная красота восхищала и вдохновляла таких людей, как Сальвадор Дали, Эрих Марии Ремарк, Антуан де Сент-Экзюпери, Лукино Висконти. Внешность богини в сочетании с блестящим умом — это редкое сочетание, и Наталья Палей стала его настоящим образом.
Наталья также стала известной как актриса, снявшись в нескольких фильмах, среди которых «Золотая лихорадка» и «Светлый путь». Её стиль и элегантность вдохновили множество дизайнеров того времени, и она часто становилась лицом модных брендов. Наталья была замужем дважды, её первый муж — французский аристократ, а второй — голливудский продюсер, что позволило ей расширить свою карьеру и влиять на интеллектуальную жизнь Парижа и Лос-Анджелеса. Важной частью её наследия стало не только её искусство и красота, но и активная участие в благотворительности, направленной на помощь русским эмигрантам. С течением времени Наталья Палей стала символом культурной интеграции, олицетворяющей как русское наследие, так и западную цивилизацию.

4 1930-е. Любовь Орлова

Кадр из фильма «Цирк» (1936 г.)

В эти же годы в нашу страну пришел культ глянцевых кинокрасавиц. Советская звезда — актриса Любовь Орлова — была создана по образу Марлен Дитрих. Режиссер Григорий Александров заметил в уже не молодой русской дворянке (когда они встретились, Орловой было 31) будущую звезду. Появившись на экране в 1936 году в фильме «Цирк», актриса потрясла публику не только голливудской красотой, но и всесторонним талантом. Она пела, танцевала, исполняла акробатические трюки. В комедийных сценах, в рабочей одежде и даже в роли свинарки, она сохраняла недостижимую для многих красоту. Золотистые локоны, уложенные в холодную волну, большие выразительные глаза, удивленно приподнятые брови и открытая улыбка — Орлова стала иконой стиля почти на два десятилетия.

5 1940-е. Валентина Серова

Кадр из фильма «Жди меня» (1943 г.)

Война в свою очередь породила новый идеал — женщину, умеющую любить и ждать. Эту роль с блеском исполнила Валентина Серова. Появившись на экране во время войны в фильме «Жди меня», она завоевала не только мужские сердца, но и расположение женщин. С одной стороны, она могла быть похожа на каждую из них — её открытое русское лицо, простота образа, отсутствие недоступности и показной звездности. С другой — ее притягательность сводила с ума самых известных мужчин своего времени, включая поэта Константина Симонова и генерала Константина Рокоссовского. Администратор актрисы Нахалов описывал: «Ко мне подошла женщина — как фея из сказки. Не мог ли я не узнать её фиалковые глаза и это чудесное, манящее выражение губ? Если бы кто мог стать секс-символом страны, где секса официально не существовало, это была бы она!»

6 1950-е. Элина Быстрицкая

Кадр из фильма «Тихий Дон» (1957 г.)

Она по праву считалась королевой отечественного экрана в послевоенное время. Актриса с еврейскими корнями так правдоподобно сыграла красавицу-казачку Аксинью в фильме «Тихий Дон», что сразу возвела её на пьедестал русской красоты. В её образе сочетались сила, внутреннее величие, достоинство и честность — а также удивительные выразительные глаза, густые брови и женственность во всем её движении. Она была идеалом жены, матери и боевой подруги, женщиной, которой можно доверить свою судьбу. В то же время она манила и околдовывала всех вокруг — её красоту справедливо называли роковой.

7 1960-е. Регина Збарская

Фото: Wikimedia.org

Кремлевская «самая красивая». А также советская версия Софи Лорен. Это Регина Збарская, ставшая сенсацией на подиуме в Париже в начале 60-х. Европейцы не ожидали, что простая Советская Россия может производить столь королевские типажи. Образ «итальянской красавицы» был создан Вячеславом Зайцевым, который увидел в начинающей модельнице из Вологды потенциал великой суперзвезды подиумов и уговорил изменить прическу, сделав ее «пажом». Её красота пленила Пьера Кардена и Федерико Феллини. Профессия манекенщицы тогда в СССР была экзотикой — открыто демонстрировать красоту считалось неприемлемым. К сожалению, утонченная европейская внешность и слава не принесли Регине счастья. Ее трагическая судьба, полная громких романов, психиатрической больницы и загадочной смерти, стала горьким уроком для многих.

8 1970-е. Ирина Алферова

Кадр из фильма «Хождение по мукам» (1977 г.)

Она была настоящей красавицей, олицетворяющей женственность, с глубокими серыми глазами, похожая на героинь Тургенева — Ирина Алферова стала известной благодаря фильму «Хождение по мукам», где исполнила роль Даши. Однако сама Алферова не была довольна этой ролью, считая, что её получили не за выдающийся талант, а за природную красоту. Утверждают, что ее привлекательность в какой-то момент стала обременительной для актрисы, так как режиссеры часто воспринимали её как красивую пустышку, хотя Алферова могла по праву считаться одной из самых талантливых актрис своего времени. Но, как и в песне, слов не выкинешь. Ее завораживающая, истинно славянская красота навсегда останется в анналах как одна из самых красивых женщин 70-х годов.

9 1980-е. Мария Калинина

Фото: Wikimedia.org

В те времена мы все ожидали перемен. И первый конкурс красоты стал предвестником грядущих изменений. Победительницей «Московской красавицы», прошедшего в столице в 1988 году, стала 16-летняя школьница Маша Калинина. Это было шоком. У нее была модельная внешность, голливудская улыбка и смелость, которую сложно было представить для молоденькой девушки (сейчас трудно представить, что тогда означало пройти по сцене в купальнике) — все это мгновенно сделало Машу знаменитой. Слава обрушилась на неё стремительно — обложки журналов, интервью, предложения от модельных агентств и кинорежиссеров. Мы всей страной переживали за её успех, гордились ею и восхищались ее простотой, открытостью и искренними эмоциями. Маша Калинина стала символом перемен, и мы верили в нее, как верили в хорошее, ожидающее нас впереди. Сегодня она где-то за границей, вероятно, счастлива и благополучна. Но в истории нашей страны Мария Калинина осталась милой девочкой с слегка наискосок сидящей сверкающей короной.

10 1990-е. Наталья Ветлицкая

Кадр из клипа «Глаза цвета виски»

Лихие 90-е годы ознаменовались появлением нового женского эталона. В кругу интеллигенции еще продолжали восхищаться образцом Татьяны Друбич, а также обсуждали героиню фильма «Маленькая Вера» Натальи Негоды и ее близость к народу. Однако в массовом сознании закрепился иной идеал красоты. На российской музыкальной сцене стремительно развилась поп-музыка. Простые аккорды, светлые волосы, яркий макияж и блестящие наряды, подчеркивающие юные тела, стали характерными чертами. Эти девушек, которых многие писали с пренебрежением как «поющие трусы», несправедливо недооценивали, ведь они олицетворяли целую эпоху в стране, где только недавно не говорили о сексе. Им завидовали, на них равнялись, подбирали одежду и макияж под их стиль. Среди них особое место занимала Наталья Ветлицкая. В сфере телесного соблазна она выделялась исключительной дерзостью, являясь, возможно, самой яркой и впечатляющей. Длинные ноги, сияющие волосы, смелые экранные образы и завораживающий голос — все это вместе с уникальной личностью сделало Ветлицкую секс-символом своего времени.

11 «Нулевые». Наталья Водянова

Фото: Wikimedia.org

С началом нулевых годов русская красота вновь уверенно заняла позиции на мировых подиумах, а все благодаря выразительным глазам Натальи Водяновой. Уроженка Нижнего Новгорода, которая в молодости продавала на рынке, сдругой раз оказалась в правильное время и в нужном месте, в 16 лет получив приглашение от местного модельного агентства. Фотограф Алексей Васильев на кастинге приветствовал её словами: «Здравствуйте, Роми Шнайдер!». С этого момента Наталья стала участницей показов самых известных модельеров, её фотографии украшали обложки множества известных журналов, а она сама представляла известные международные косметические бренды. Сегодня она среди трехсот самых состоятельных людей Великобритании, оставила карьеру модели и ушла в благотворительность. Внешность, в которой женственная русская красота идеально сочеталась с экзотическими чертами народа эрзя, определила её успех и сделала Водянову легко узнаваемой. Её широко расставленные голубые глаза и яркая улыбка до сих пор любимы фотохудожниками по всему миру.

12 2010-е. Оксана Акиньшина

Кадр из фильма «Стиляги»

Современная история все еще продолжается. И нам неизвестно, какие нынешние красавицы останутся в памяти следующих поколений. Но тенденции можно уже выделить. На сегодняшний день идеальные формы и совершенные черты лица могут быть достигнуты не только от природы, но и с помощью пластической хирургии, и теперь ценной стала индивидуальность, уникальность, внутренний шарм и харизма. В списке самых привлекательных женщин все чаще фигурируют необычные дивы, такие как актриса Оксана Акиньшина. Многие восхищаются ею, кто-то ощущает раздражение, но равнодушных среди зрителей практически нет. На экране она с успехом преобразилась из неуклюжего подростка в элегантную даму. Неизменно талантливая, что было подтверждено её удачными ролями в кино, она часто экспериментирует с образом, и, вероятно, впереди её ждет еще более яркий и запоминающийся успех.

Автор Lisa.ru
4,0 / 5,0 рейтинг статьи
16 реакций
Какое впечатление произвела на вас эта статья?
Вау. 8
Ммм. 3
Пфф. 1

  • Наталья Водянова
  • Оксана Акиньшина
  • Ирина Алферова
  • Наталья Ветлицкая

Комментарии
Мы знаем, вам есть что сказать!
Подпишитесь на еженедельную рассылку от Lisa.ru
Рекомендуем
Мы в соцсетях
Показать ещё

Lisa.ru — это женский интернет-журнал, где ты найдешь самые последние новости в сфере моды, секреты красоты знаменитостей, эффективные диеты, советы по воспитанию детей, интересные рецепты и трогательные рассказы о любви. Все краски жизни для тебя!

© 2025 АО «БКМ», ОГРН 1027739494584, ИНН 7705056238
127018, Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 4, помещение I, комн. 23
16+

  • Дизайн сайта — Студия Евгения и Ольги Апрель
  • Иконки в меню — flaticon

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите
Ctrl+Enter

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: