В этом материале расскажем о том, как выглядит актриса сегодня и сколько внуков у нее есть.
Источник: кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
- Биография
- Карьера
- Личная жизнь
- Александра Вертинская в наши дни
Сегодня Анастасия Александровна отмечает свой юбилей. Многие знают ее по фильмам «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Гамлет» и «Война и мир», благодаря которым она и завоевала популярность.
Слава пришла к ней в 15 лет, когда она получила предложение сыграть Ассоль в адаптации «Алых парусов». Вскоре Вертинскую начали воспринимать не только в стране, но и за ее пределами, называя ее советской Верой Ли и Гретой Гарбо.
Анастасия родилась 19 июня 1944 года в Москве, в семье известного русского поэта и певца Александра Вертинского. Она с детства проявляла художественные наклонности и, несмотря на непростые времена, всегда стремилась к творчеству. Начав свою карьеру в кино, актриса порадовала зрителей множеством запоминающихся ролей и оставила яркий след в истории советского кино.
Личная жизнь Анастасии была не менее насыщенной. У актрисы было два брака, и она воспитывала троих детей: двух дочерей и сына, а также гордится несколькими внуками. Несмотря на трудности, она всегда оставалась оптимистом и щедро делилась теплотой и мудростью с окружающими.
Сегодня, в свои 80 лет, Анастасия Вертинская продолжает заниматься творчеством, хотя и редко появляется на экране. Она активно участвует в жизни культурных мероприятий, делится своим опытом с молодым поколением актёров и радует своих поклонников новыми впечатлениями из своей жизни.
В следующем разделе мы обсудим её яркое детство, преданную любовь к отцу, а также представим последние и молодые фотографии Анастасии Вертинской.
Содержание
Анастасия Вертинская: биография
Кадр из фильма «Алые паруса»
Анастасия Вертинская в юности
Анастасия Александровна Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве. Её отец был поэтом, выступал как эстрадный артист, композитор и актер, а также стал лауреатом Сталинской премии II степени. Мама Анастасии, Лидия Циргвава (также Вертинская), была актрисой и художницей, известной по ролям в фильмах «Королевство кривых зеркал» и «Садко».
Родители вернулись из эмиграции за год до её рождения, поэтому старшая сестра Марианна (1943) появилась на свет в Шанхае. По прибытии в Москву семья не сразу получила собственное жилье и какое-то время жила в гостинице «Метрополь». Своя квартира появилась у них только через три года, на улице Горького (ныне Тверская).
Настя была на данный момент очень привязана к своему отцу и ощущала ревность к старшей сестре. Она даже думала, что имена «Настя» не подходят для любимых дочерей, из-за чего ей было обидно, что имя у сестры совпадает.
«Самыми счастливыми моментами в моем детстве были дни, когда папа возвращался домой с гастролей. Я его очень любила и немного ревновала ко всем. Мне казалось, что он принадлежит только мне. Из-за этого я часто ссорилась со старшей сестрой Машей. Если у неё был день рождения и папа дарил ей куклу, то он всегда покупал и мне похожую, чтобы я не расстраивалась. Но даже в этом случае могла расстроиться, если у Маши кукла в другом наряде. Я старалась сделать все, чтобы забрать её куклу у неё.»
«У меня действительно был непростой характер. Но отец всегда был терпелив и не ругал нас. Он вовсе не следил за нашими оценками и не спрашивал о том, как мы учимся, хотя знал, что у меня в дневнике «двойки». Но он сам учился не лучше!» — вспоминала известная артистка РСФСР.
Кадр из фильма «Алые паруса»
Тем не менее, девочки получили крепкое домашнее образование. Отцу было важно, чтобы дочери изучали иностранные языки, разбирались в искусстве, музыке и знали этикет. Часто они вместе с отцом посещали театры и музеи.
«Он стремился обеспечить нам всестороннее развитие: учил ценить литературу, музыку и искусство, полагая, что независимо от того, кем станут его дочери, они должны быть образованными и разносторонними.»
Анастасия мечтала стать балериной, но, к сожалению, её не взяли в балетную студию из-за роста (172 см) и крупного телосложения. Тогда она решила заняться языками и стать переводчиком. Однако судьба свела её на съемочной площадке, где ей предложили пройти пробы на роль Ассоль в «Алых парусах» от художника Левана Шенгелия.
Выбор профессии стал очевиден.
Кадр из фильма «Человек-амфибия»
Исходя из первого впечатления, режиссер Александр Птушко не увидел в ней подходящей кандидатуры для роли, отметив, что Настя не выглядит как романтическая героиня. На эту роль также пробовалась Людмила Гурченко, однако в итоге была утверждена молдавская актрису Маркач. Узнав об этом, Шенгелия устроил ссору с режиссером, получив поддержку со стороны операторов Геннадия Цекавого и Виктора Якушева.
«Мы по-разному видели главную героиню — Ассоль. Я настаивал на Насте Вертинской, даже в своих эскизах использовал её образы. Наконец-то я собрался с силами и заявил: «Если героиня не будет такой, я покидаю проект», — заявлял Леван Александрович.
Убедило всех недовольных руководство «Мосфильма». Оно решило, что Настя — это лучшая кандидатура и приказало начать съемки. Поскольку Анастасия не имела опыта работы с камерой, съемочная группа оказала ей помощь, а ее голос в фильме озвучивала актриса Нина Гуляева.
Кадр из фильма «Человек-амфибия»
Премьера «Алых парусов» состоялась летом 1961 года. Фильм стал одним из самых успешных в прокате, собрав 23 миллиона зрителей.
В одно мгновение Настя стала знаменитой, но радости от этого у нее не было:
«Мне не нравилась моя неожиданная популярность. Я не могла спокойно гулять по магазинам или ездить в общественном транспорте. Люди сразу узнавали меня, останавливались, задавали вопросы, просили автографы.»
В том же году она снова сыграла главную роль, став Гуттиэре в «Человеке-амфибии». Для съемок она тренировалась у Рэма Стукалова, чемпиона по подводному плаванию в СССР. Уже после нескольких уроков Анастасия начала нырять без акваланга и смело отказалась от дублеров.
«Человек-амфибия» стал рекордсменом по просмотрам в 1962 году, его посмотрели более 65 миллионов зрителей.
После успеха с этим фильмом Вертинская продолжала активно сниматься в кино и театре, сыграв множество запоминающихся ролей. В 1964 году она закончила школу и поступила в Театральное училище имени Щепкина. В 1970-х годах Анастасия также приняла участие в нескольких спектаклях, поставленных на телевидении. Несмотря на успех, она предпочла оставить актерскую карьеру на некоторое время, чтобы сосредоточиться на семье и воспитании детей.
В последующие годы Анастасия вернулась к актерству, принимая участие в различных проектах. Она снималась в фильмах и телесериалах, таких как «Загадка Эндхауна» и «Старинные мелодии», а также активно выступала на театральной сцене. Вертинская продолжает оставаться значимой фигурой отечественного кино и театра, её работы признаны как зрителями, так и критиками.
Таким образом, Анастасия Вертинская является ярким представителем эпохи советского кино, чьи работы продолжают вызывать интерес у новых поколений зрителей.
Высшее образование и карьера
Кадр из фильма «Война и мир»
В следующем году Анастасия поступила в театральное училище имени Б. В. Щукина, где училась и её сестра Марианна. Однако из-за волнения ей удалось пройти вступительные испытания лишь с второго раза, а в подготовке к экзаменам ей помогала актриса Людмила Максакова.
«У меня постоянно выставляли оценки три и четыре по мастерству — хотя я окончила с отличием: преподаватели недоумевали, почему я не могу выполнить роль. Я могла сыграть коммунальщицу или идиотку. Меня тянуло на характерные роли», — делилась воспоминаниями Вертинская.
На втором курсе актриса сыграла Офелию в «Гамлете» Григория Козинцева, который вышел в 1964 году и завоевал как отечественные, так и международные награды. Он был номинирован на премии «Золотой глобус» и BAFTA. Анастасию Вертинскую тогда называли «советской Вивьен Ли».
Кадр из фильма «Гамлет»
На этом звездный час студентки не закончился. Она сыграла Лизу Болконскую в экранизации «Война и мир» Сергея Бондарчука. Сначала она сомневалась, подходит ли ей эта роль, так как считала, что внешне не соответсвует образу:
«Я изначально отказалась от этой роли. Внутренне Лиза Болконская казалась мне слишком далекой от меня. И не только мне это становилось очевидным. Она была незначительным элементом в сложном полотне толстовских героев, и лишь трагическая смерть придавала её образу особое значение.
«Сейчас я не представляю своей актерской карьеры без этой роли. Восхищаюсь смелостью, с которой шли на риск создатели фильма, в частности Сергей Федорович Бондарчук, давший мне шанс сыграть Лизу», — делилась она с журналом «Искусство кино».
В 1967 году Вертинская закончила театральное училище с отличием и вскоре сыграла Кити Щербацкую в «Анне Карениной» Александра Захри.
Кадр из фильма «Анна Каренина
На следующий год Анастасия устроилась в театр «Современник». Позже она признается, что в течение двух лет играла в массовке и исполняла «какие-то роли». Одна из её заметных ролей в театре была Любовь Раневская из «Вишневого сада», а также она сыграла графиню Оливию в спектакле «Двенадцатая ночь».
В 1980 году Вертинская сделала шаг в МХАТ, оставив «Современник»:
«Перейдя в МХАТ, я ощутила, что наконец-то достигла нужного уровня профессионализма».
В этом театре она играла героинь из классических произведений и вскоре представила свой собственный спектакль «Мираж, или Дорога русского Пьеро», который посвятила памяти отца и приурочила к его 100-летнему юбилею. В 1989 году артистка покинула МХАТ, а за год до этого ей было присвоено звание народной артистки РСФСР.
Творческая активность Вертинской со временем снишалась. Она стала реже сниматься в кино, в 90-е годы вышло всего три фильма с ее участием, а в 21 веке — два.
Стоит отметить, что помимо основной деятельности Вертинская занималась преподаванием. С конца 80-х в течение 12 лет она обучала актерскому мастерству в Оксфордском университете, а затем — во французском театре «Комеди Франсэз» и в швейцарской «Школе европейского кино». В 2000-х годах она также участвовала в мастер-классах по актерскому мастерству в различных театрах Европы. Вертинская оставалась востребованным специалистом в области театрального искусства, передавая молодым актерам свои знания и опыт.
Анастасия Вертинская: личная жизнь, мужья и дети
Кадр из фильма «Война и мир»
Актриса дважды была замужем. Её первым мужем стал актер и режиссер Никита Михалков, с которым они познакомились еще в театральные годы. Пара заключила брак в 1966 году, через полгода после появления на свет сына Степана.
Однако спустя три года, осознав свою потребность уделять больше времени карьере, чем семье, супруги решили расстаться:
«Теперь, глядя на мой союз с Никитой Михалковым через призму времени, осознаю, что наши разногласия не были связаны с обычными житейскими проблемами. В тот период меня охватывала сильная жажда самоутверждения. Я с полной одержимостью стремилась стать актрисой и была готова ради этого на многое. Никита, в свою очередь, также шёл своей дорогой».
Следующим избранником Вертинской стал композитор и певец Александр Градский. Их гражданский брак продлился с 1976 по 1980 годы, но актриса не придавала этому союзу особого значения:
«Этот союз не принес мне ни разочарований, ни восторгов. Я скорее склонна воспринимать брак как отношения с тем человеком, с которым у меня был роман длиной в двадцать лет…».
Долгое время Анастасия Александровна была в отношениях с Олегом Ефремовым. Позже она призналась в том, что не всегда могла адекватно оценивать мужчин:
«По-моему, я не очень понимаю этот тип людей. В своей жизни я в основном общаюсь с женщинами: у меня много подруг, но почти нет друзей».
Анастасия Вертинская также стала известна благодаря своей роли в фильме «Война и мир», где она сыграла одну из главных ролей. В её карьере было много ярких проектов на театральной сцене и в кино. Актриса не только прославилась на экране, но и успела заняться педагогикой, делясь своим опытом с молодым поколением актеров.
Анастасия активно участвует в культурной жизни и продолжает сниматься в кино. Её профессиональная жизнь неразрывно связана с творчеством, что находит отражение в её личной жизни. Несмотря на пережитые изменения в отношениях, актриса всегда придерживалась своего уникального взгляда на любовь и жизнь.
Анастасия Вертинская сейчас
Актриса является четырежды бабушкой. Ее сын Степан подарил ей внучку Александру (1992) и внуков Василия (1999), Петра (2002) и Луку (2017). В 2018 и 2019 годах Александра стала мамой сыновей Федора и Николая. Интересно, что внуки и правнуки обращаются к Вертинской как к «Наной». Она обожает проводить с ними выходные, а ее хобби в настоящее время — это кулинария:
«Я по-настоящему увлечена искусством кулинарии. Особенно русской кухней, которую я помню из своей семьи и из семьи Михалковых-Кончаловских».
Кроме этого, она активно помогает поварам в ресторанах своего сына, разрабатывая для них новые меню. Вертинская не только участвует в процессе приготовления, но и проводит мастер-классы, делясь своим опытом с молодыми поварами.
Анастасия Вертинская с внуком Лукой
Анастасия Александровна также занимается благотворительной деятельностью. В 1991 году она основала и возглавила Благотворительный фонд русских актеров (с 1996 года — Благотворительный фонд актеров), целью которого является помощь ветеранам театра и кино, нуждающимся в поддержке. Фонд активно работает над различными проектами, направленными на облегчение жизни пожилых актеров и поддержку их семей.
В последние годы Вертинская также принимает участие в культурных акциях и фестивалях, посвященных сохранению русской культуры и искусства, демонстрируя свою приверженность традициям и наследию своей родины.