Портал Lisa.ru поздравляет выдающуюся актрису с юбилеем и напоминает о ключевых событиях ее жизни.
Алиса Фрейндлих, признанная на всю страну, предоставляет зрителям бесконечное удовольствие от просмотра кинофильмов, и ее мастерство в профессии очевидно. Важнейшим для актера является признание публики, и лишь потом можно учитывать награды и звания.
А у нашей героини есть множество наград: в 1981 году ей было присвоено звание народной артистки СССР, трижды она стала лауреаткой Государственных премий Российской Федерации, а в 2004 году удостоилась Международной премии имени К. С. Станиславского за вклад в развитие актёрского мастерства. В 2005-м ее признали символом российского кино.
Источник: Тараканов Вадим/Fotodom.ru
Несмотря на значительное количество ролей в кино, актриса считает себя театральной звездой, где у нее нет опасений быть вырезанной из сцен и она ощущает особый контакт с аудиторией.
Некоторые киноманы даже не верят, что она до сих пор жива, и ищут в интернете информацию о ее смерти. Мы же хотим заверить: с актрисой все в порядке. В свои 90 лет она по-прежнему прекрасно выглядит, остается верной искусству и сцене. В нашей статье мы поделимся её непростыми детскими годами и представим фотографии молодости Алисы Фрейндлих.
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1932 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). С детства она проявляла интерес к искусству, и в 1955 году окончила ЛГИТМиК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии). Свою карьеру она начала в театре, и с тех пор стала одной из самых узнаваемых актрис России.
В ее фильмографии можно найти такие культовые фильмы, как «Зигзаг удачи», «Белорусский вокзал», «Служебный роман» и многие другие. Ее персонажи оставили неизгладимый след в сердцах зрителей, а мастерство перевоплощения восхищает зрителей по всему миру. Кроме того, Алиса активно участвует в театральных постановках и продолжает впечатлять публику своим талантом.
В личной жизни Фрейндлих была замужем дважды и имеет дочь от первого брака. Она предпочитает держать свою семью вдали от света софитов, но известна как заботливая и преданная mae. Молодость актрисы была наполнена яркими моментами и значительными событиями, которые сформировали ее личность и карьеру.
Содержание
Актриса Алиса Фрейндлих: биография
Источник: Советский Экран/Fotodom.ru
Алиса Бруновна Фрейндлих появилась на свет 8 декабря 1934 года в Ленинграде в художественной семье. Ее мать, Ксения Федоровна, приехала из Пскова в город на Неве, чтобы учиться в Театре рабочей молодежи, где и встретила своего будущего мужа — немца Бруно Фрейндлиха.
Интересная история семьи Бруно. Его родители были известными стеклодувами, однако династия прервалась на отце Артуре, который страдал от болезненных легких. Тем не менее, он нашел себя в другой профессии, устроившись на обувную фабрику и вскоре открыв собственное дело, обеспечив себя всем необходимым для ее производства. Он вывесил на входе вывеску «Изящная обувь Фрейндлих».
Поначалу дела шли успешно, но вскоре Артур скончался. Его сын Бруно не продолжил изготовление обуви и стал актёром.
Источник: Советский Экран/Fotodom.ru
В браке с Ксенией у них родилась дочь, которую женщина хотела назвать Наташей, однако Бруно был против, так как не видел связи между именем Наташа и их фамилией Фрейндлих. В итоге был выбран вариант Алиса — русская адаптация немецких Эльза и Элиза, что дало возможность матери записать ее как русскую по национальности, что позже оказало ей услугу в трудные времена.
Семья проживала в доме на Исаакиевской площади, и когда Ксения выступала на сцене, маленькая Алиса с восторгом наблюдала за ее артистизмом. Свою заинтересованность актёрской профессией она обнаружила благодаря тете и ее мужу, посетив их дипломный спектакль в консерватории. После этого девочка начала примерять наряды мамы и выступать перед родными, имитируя певицу.
В 1941 году маленькая Алиса пошла в первый класс, но вскоре началась блокада Ленинграда. Отец девочки успел уехать за границу и избежал ужасной судьбы, в то время как его брат был арестован и расстрелян вместе с женой. Алиса в своих воспоминаниях рассказывала, что ее спасла строгая дисциплина бабушки Шарлотты.
Кадр из фильма «Город зажигает огни»
Она строго контролировала выдачу хлеба по расписанию, не поддаваясь на слезы и мольбы. Есть вероятность, что именно от бабушки Алиса усвоила один из важнейших уроков жизни — строгость в любых обстоятельствах:
«В первую, самую ужасную зиму 1941-1942 годов ленинградцам выдавали по 125 граммов хлеба, и этот маленький кусочек нужно было растянуть на целый день. Некоторые с плеча сглатывали всю порцию и вскоре умирали от голода. Бабушка взяла контроль над питанием в свои руки. Она тщательно хранила хлеб в шкафу, закрывая его на ключ, и строго по часам выдавал небольшой кусочек.
Я часто вижу перед собой картину: я маленькая сижу перед шкафом и умоляю стрелку часов двигаться быстрее, чтобы наконец-то поесть.
Бабушкина строгость оказала нам большую услугу. В нашей квартире постоянно работала буржуйка, а угли из нее мы бросали в самовар, чтобы всегда был горячий чай — мы пили его бесконечно. А студень из столярного клея был настоящим деликатесом…
Физическая и моральная напряженность были невыносимыми. Из-за немецкого происхождения Ксения Федоровна после войны приняла решение уехать с дочерью в Таллин на три года.
Кадр из фильма «Повесть о молодоженах»
В Таллине Алиса закончила пятый класс и вернулась обратно в Ленинград, чтобы продолжить учебу в родной школе. В это время к ней вернулся и отец, уже с новой семьей. Фрейндлих делилась, что ее мать была не против общения с ним, но новая супруга отца запрещала им видеться.
В подростковые годы Алиса участвовала в театральном кружке, руководимом Марией Призван-Соколовой. Она заметила в девочке талант и помогла ей поступить в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского с первого раза.
После успешного завершения учебы в 1955 году Алиса начала свою актёрскую карьеру в Театре комедии имени Акимова, где быстро завоевала популярность благодаря своим ярким и харизматичным ролям. Ее талант и преданность искусству позволили ей стать одной из самых любимых актрис страны. Уже в начале 60-х годов Фрейндлих начала сниматься в кино, где также достигла значительных успехов. В числе её знаковых работ — роли в фильмах «Старший сын», «Служебный роман» и «Поездка в срок», которые принесли ей славу и признание зрителей.
На протяжении всей своей карьеры Алиса Фрейндлих не только оставалась верна сценическому искусству, но и активно участвовала в жизни театра, передавая свой опыт молодым актерам и проводя мастер-классы. Она является обладательницей множества наград и премий, включая звание Народной артистки РСФСР.
Несмотря на свою популярность, актриса всегда оставалась скромной и целеустремленной, оставаясь верной своим принципам и идеалам. Её жизнь — это пример стойкости, таланта и преданности любимому делу.
Алиса Фрейндлих: карьера
Кадр из фильма «Полосатый рейс»
На этом курсе она стала студенткой Бориса Вульфовича Зона, который специализировался на изображении дерзких, выдающихся женщин. Во время учебы Алиса исполнила эпизодические роли в фильмах «Бессмертная песня» и «Таланты и поклонники». Она окончила институт в 1957 году и стала частью труппы драматического театра имени Комиссаржевской. На спектакли с ее участием съезжались зрители из разных городов.
Актриса утверждала, что получала роли, которые не интересовали Эмму Попову.
В 1961 году Алиса перешла в Ленинградский академический театр имени Ленсовета, где заняла ключевую позицию. Художественный руководитель Игорь Владимиров уделял особое внимание выбору ролей для нее, принимая во внимание ее индивидуальные особенности. Через два десятилетия она переходит в Большой драматический театр имени М. Горького.
Кадр из фильма «Похождения зубного врача»
В этом театре она начала с роли в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» и постепенно стала исполнять заглавные роли в спектаклях, таких как «Макбет», «Уроки танго и любви» и «Калифорнийская сюита». В 90-х театр был переименован в театр имени Товстоногова, и Алиса Бруновна продолжает там служить до сих пор.
Что касается кино, здесь становление актрисы прошло не так стремительно. До 30 лет она в основном была занята в незначительных ролях, а в своем дебютном фильме «Таланты и поклонники» ее даже не упомянули в титрах. Все изменилось в 1974 году, когда ей начали предлагать серьезные работы в фильмах «Анна и Командор», «Агония», «Ковалева из провинции». 1976 год стал знаковым из-за роли в фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман», благодаря которому популярность Фрейндлих увеличилась.
Следует заметить, что сотрудничество с Рязановым могло произойти значительно ранее. Алиса изначально пыталась получить роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе», но не прошла экспертизу. Позже сам Рязанов пригласил ее на съемки «Зигзага удачи», однако актриса отказалась из-за личных обстоятельств — на тот момент она была беременна и не могла принять участие в проекте.
Знаменитость делилась, что никогда не получала такое количество писем, как после выхода «Служебного романа», однако и здесь были свои трудности:
«Случались довольно абсурдные ситуации. Получая множество откликов зрителей после «Служебного романа», я оказалась единственной, кто не получил Государственную премию за эту работу. Это связано с тем, что по тогдашним правилам награды не вручались быстрее, чем через два года после предыдущей. У меня уже была премия за театральную роль».
На данный момент в активе Алисы Бруновны более 100 работ, самая свежая из которых — фильм «Родители строгого режима» 2022 года, где она сыграла одну из ключевых ролей, Веру Николаевну Литвину. Ее вклад в театральное искусство и кинематограф получил признание не только у зрителей, но и у критиков. Актриса активно участвует в различных благотворительных проектах и продолжает работать над новыми ролями, демонстрируя свое мастерство и продолжая вдохновлять молодежное поколение. В 2023 году Алиса Фрейндлих была удостоена награды за вклад в культуру, что подчеркивает её значимость в мире искусства.
Алиса Фрейндлих: личная жизнь, дети
Кадр из фильма «Соломенная шляпка»
Помимо творчества, зрителей волнует жизнь актрисы вне сцены, и она, нужно сказать, не менее интересна. Алиса Фрейндлих трижды выходила замуж, и все ее супруги были связаны с искусством.
Первый супруг — Владимир Карасев, который был ее однокурсником. Пара поженилась в студенческие годы, на третьем курсе, но развелась ближе к окончанию учебы. Они просто поняли, что не готовы к совместной жизни, а позднее сама Фрейндлих охарактеризовала этот брак как «черновик»:
«Он обиделся на меня, когда я сказала, что наш брак был лишь старой студенческой любовью, которая длилась полтора года. Я даже где-то ляпнула «черновик». Хотя считаю, что это была «проба» или неопытная попытка понять, что такое семейная жизнь».
Что касается второго мужа — Игоря Владимировича, который был руководителем Театра имени Ленсовета, он старше её на 16 лет, но с легкостью покорил сердце Алисы благодаря своему великолепному чувству юмора и богатому жизненному опыту.
Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»
«Он изменил ход моей судьбы, благодаря ему я оказалась на виду. Мы были не просто супругами, а крепким творческим союзом. Он, как и я, любил музыку до глубины души», — делилась актриса в интервью.
В этом браке у них родилась единственная дочь Варвара (13 марта 1968 года). Из-за загруженности родителей, оба работали слишком много, за девочкой до 10 лет присматривала няня, с которой им пришлось расстаться из-за ее проблем с алкоголем.
Второй брак актрисы длился целых 23 года, после чего Игорь решил покинуть семью, вероятно, из-за зависти к достижениям жены.
Снова обрести любовь ей удалось во время спектакля «Варшавская мелодия», где она встретила молодого художника и актера Юрия Соловьева, который оказался на 15 лет младше ее. После ряда встреч пара приняла решение официально зарегистрировать свои отношения, и в итоге совместная жизнь у них продлилась 12 лет.
Кадр из кинофильма «Большой»
В 1995 году Фрейндлих вновь подала на развод. Причины, вызвавшие разрыв, во многом повторяли предыдущие: Соловьев испытывал себя в роли «мужа знаменитости», однако, как утверждала Алиса Бруновна, ему так и не удалось реализовать себя в профессии. Это часто становилось причиной конфликтов между ними.
После третьего неудачного брака народная артистка СССР сосредоточилась исключительно на карьере и больше не выходила замуж. Тем не менее, она благодарна своим бывшим партнерам за опыт совместной жизни:
«Володя Карасев был для меня необходимым оплотом, как мужчина и как друг. Но рано или поздно все становится обыденным, даже интимные моменты. Игорь Владимиров вошел в мою жизнь, обладая огромным жизненным опытом — он был старше на 16 лет и очень мудрым человеком, с потрясающим чувством юмора. Однако со временем его натура изменилась.
Он стал крайне нетерпимым, особенно ко мне. Но даже после развода мы продолжали совместную работу долгое время. Юрий Соловьев обладал ограниченными актерскими способностями, однако был выдающимся самородком в искусстве живописи. С ним мне было комфортно, но я отказалась сопровождать его в Германию».
Алиса Фрейндлих активно продолжает свою карьеру, принимая участие в театральных productions, а также снимаясь в кино. Она остаётся одной из самых любимых и уважаемых актрис в России, получив множество наград и премий за свои работы. В 2020 году Фрейндлих отметила юбилей – 85 лет, и, несмотря на возраст, продолжает восхищать зрителей своим талантом.
Актриса также активно поддерживает молодое поколение артистов, делясь с ними своим опытом и мудростью. Варвара, единственная дочь Алисы, тоже связала свою жизнь с искусством и работает в кинематографе, что радует актрису.