Взорвал Никулина, заставлял пить Вицина: 10 малоизвестных фактов о съемках фильмов Гайдая

В этом материале мы поделимся любопытными деталями, которые стали известны благодаря съемкам культовых фильмов, знакомых нам с детства.

Источник: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кинорежиссер Леонид Гайдай, творивший в Советском Союзе и России, подарил миру массу увлекательных комедий. Его оригинальный юмор и креативный подход к созданию кинопроизведений вдохновляют многих современных мастеров кино, хотя их попытки подражать ему зачастую встречаются с резкой критикой. Российские зрители очень бережно относятся к фильмам Гайдая, и любое подобие подвергается неуклонному сравнению с оригиналом, где последнему неизменно отдают предпочтение.

Непринужденный, иногда наивный юмор Гайдая стал неофициальным эталоном для комедийного жанра в нашей стране, к которому, увы, сложно достичь. Почему так сложилось, однозначно не скажешь.

Тем не менее, неоспоримо, что успех Гайдая во многом основывается на следующих ключевых аспектах:

  • отвага в подходе к процессу создания фильма,
  • потребность делать всё лучше, чем было ранее,
  • умение собирать вокруг себя увлечённых и смелых людей.

Гайдай не стремился подражать кому-либо; он не перерабатывал старые идеи, а искал свой уникальный стиль. Его забавные сцены и комические моменты — результат личных переживаний, искреннего риска и сомнений.

30 января 2023 года мы отметили бы столетие со дня рождения Леонида Гайдая. В честь этой даты мы решили собрать некоторые интересные факты, связанные со съемками его знаковых комедий. За кулисами происходили не только смешные, но и порой опасные ситуации — всё ради того, чтобы зрители могли на некоторое время отвлечься и насладиться беззаботным сюрреализмом.

Несмотря на кажущуюся легкость комедий Гайдая, многие сцены требовали значительных усилий и рисков. Например, в фильме «Кавказская пленница» наряду с шутками, актёры принимали участие в сложных трюках, и некоторые из них были достаточно опасными. Актёрский состав часто шутил о том, что настоящие комические моменты происходили именно за кадром.

Кроме того, Гайдай был известен своим нестандартным подходом к кастингу. Он часто выбирал актёров на роли, которые не соответствовали их привычным амплуа. Например, для роли Маяковского в «Иване Васильевиче» он изначально рассматривал Никуліна, который, казалось, был слишком «приличен» для этой роли, но результат радикально изменил представления о нём.

Также интересно, что Гайдай активно использовал в своих фильмах элементы импровизации. Многие реплики и сценки рождались непосредственно на площадке, что придавало проектам ещё больший шарм и уникальность. Вот такая рецептура — совмещение тщательно продуманного сценария и внезапной импровизации — сделала его комедии по-настоящему неповторимыми.

Одним из запоминающихся случаев была сцена в «Бриллиантовой руке», где герой Юрия Никулина должен был выглядеть в шоковом состоянии. Гайдай настоял на том, чтобы актёр действительно испытал стресс, и устроил небольшую «пакостную» ситуацию, чтобы добиться натуральной реакции. Итог был эффектным и запоминающимся.

Леонид Гайдай не только режиссировал, но и сам активно участвовал в сценарной работе. Его любовная страсть к кино проявлялась в самой идее того, что комедия — это не просто жанр, это философия. Работая над фильмами, он стремился создать нечто большее, чем просто развлечение для публики.

Таким образом, фильмы Гайдая стали не просто комедийным жанром, но и культурным феноменом, с которым невозможно не считаться. Каждый просмотр его работ — это возможность не только повеселиться, но и задуматься о непростых истинах жизни, облечённых в юмористическую оболочку.

Содержание

1 Накладные ресницы

Источник: кадр из фильма «Пес Барбос и необычный кросс»

Юрий Никулин присоединился к команде Гайдая по рекомендации другого актёра — Георгия Вицина, и оставался с ним на долгие годы. Вместе с Евгением Моргуновым они впервые появились на экране в фильме «Пес Барбос и необычный кросс», где часто показывали крупные планы лиц главных героев. Однако во время съемок Гайдаю показалось, что недостаточно выразителен взгляд Никулина в роли Балбеса. Режиссер многократно останавливал съёмки, пытаясь понять, что не так. В конце концов, он пришёл к выводу, что хитрость персонажа не передавалась должным образом. Чтобы решить эту проблему, на Никулина наклеили накладные ресницы. После этого характерный взгляд Балбеса стал именно тем, что задумал Гайдай — смешным и несколько глуповатым.

Накладные ресницы были не единственным фокусом, который использовал Гайдай для создания образов своих персонажей. Он также активно применял грим и костюмы, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого героя. Кроме того, именно такой тщательный подход к деталям помог фильму стать настоящей классикой советского кино. Благодаря харизме Никулина и его игре, персонаж Балбеса запомнился зрителям и стал одним из символов эпохи.

Кстати, фильм «Пес Барбос и необычный кросс» по-прежнему остаётся любимым среди многих поколений, а сцены с участием Никулина часто цитируются и вспоминаются. Эта работа стала отправной точкой для дальнейшего сотрудничества Никулина и Гайдая, которое принесло ещё много запоминающихся ролей и выдающихся фильмов.

2 Взрыв, который чуть не погубил Никулина

Источник: Gifs.ru

Накладные ресницы оказались не единственным экспериментом Гайдая с Никулиным. В короткометражном фильме «Самогонщики» был придуман достаточно опасный трюк, который мог бы завершить карьеру актёра. В одной сцене Балбес катился с горы, превращаясь в огромный снежный ком, который разлетался только при ударе о дерево.

Чтобы осуществить этот замысел, Никулина помещали в довольно крупный ком снега, который был собран на основе шара из папье-маше. Для большей правдоподобности создавался второй шар — пустой, без актёра. Его катили с горы до тех пор, пока он не достигал дерева, после чего съемки останавливались, и рядом с деревом ставили ком со Никулиным. Но чтобы ком эффектно разлетелся, Гайдай решил добавить немного взрывчатки. Пиротехнику прикрепили к шару.

Но не все пошло по плану: в первом дубле пиротехники, к сожалению, переусердствовали. Взрыв оказался настолько мощным, что съемочная группа даже решила, что Никулин не выживет. К счастью, актёр остался невредим и лишь чуть не потерял сознание. Его быстро вытащили из снежного «заточения» и привели в себя. В итоге второй дубль прошёл успешно, и этот момент стал одним из самых запоминающихся.

Интересно, что этот эпизод впоследствии стал легендой среди киноработников и часто обсуждается на съемочных площадках как пример того, как важна безопасность во время съемок. Гайдай, несмотря на драматические обстоятельства, всегда стремился к созданию комедийных моментов, и этот случай только подтвердил его настойчивость в поиске оригинальных решений. Сам Никулин позже говорил, что, хотя это и было опасно, он был рад, что сделанный дубль остался в финальной версии фильма, став ярким моментом и частью его актерского наследия.

Не пропустите Не пропустите

3 Шурик вместо Владлена

Сегодня мы все делаем отсылки к приключениям Шурика, и сложно представить, что его имя могло быть другим. Однако изначально Гайдай не планировал называть его Шуриком. Режиссер намеревался создать фильм «Несерьезные истории» с главным героем Владленом Арьковым, что было игрой имен на основе Влад(имира) Лен(ина).

Однако такие задумки не понравились цензорам — в СССР ни один фильм не выходил без одобрения специальных комитетов. Они категорически заявили, что комедия не должна содержать намёков на вождя пролетарской революции. Так Владлен поменяло свое имя на Шурика.

Имя Шурик стало символом эпохи, и персонаж мгновенно завоевал популярность. На экране его сыграл актёр Александр Демьяненко, который блестяще передал харизму и наивность своего героя. Позже Шурик стал центральным персонажем нескольких фильмов, включая «Кавказскую пленницу» и «Брюнетку за миллион». Каждый из этих фильмов содержал элементы комедии, которые резонировали с советским зрителем, и исчезновение упоминаний о Владлене лишь добавило лёгкости и игривости образу, который полюбили миллионы.

Также стоит отметить, что в результате изменения имени, Шурик стал олицетворением «советского студента», чья жизнь полна комичных ситуаций и дружеских недоразумений. Образ Шурика передал аудитории идеалы дружбы, юмора и оптимизма, что сделало его не только комедийным персонажем, но и культурным символом той эпохи.

4 Собачьи уловки

Источник: Gifs.ru

Гайдай в своих фильмах часто работал не только с актерами, но и с собаками. Например, в короткометражках «Самогонщики» и «Пес Барбос и необычный кросс» четвероногие друзья становились главными фигурами. Режиссёра не смущали непредсказуемые выходки этих «актеров», ведь они могли убежать, утащить реквизит или даже укусить членов команды. Гайдай умело обыгрывал их повадки и даже порой сам помогал собакам лучше выглядеть в кадре.

Так, во время съемок «Операции «Ы» и другие приключения Шурика» в одном эпизоде, актеры Шурик и Лида проходили мимо боксера-собаки. Чтобы сделать её более устрашающей, Гайдай подлез под пса и двигал его лапами, создавая иллюзию, что собака тяжело вздыхает, пожимая плечами.

5 Выстраданная «Кавказская пленница»

«Кавказская пленница» является одной из самых цитируемых комедий Гайдая после «Операции «Ы». Однако сам режиссёр долго отказывался начинать её съемки, ссылаясь на то, что ему весьма тяжело было работать над предыдущими фильмами о Шурике, и он не знал, как по-новому раскрыть этого образ. Так же он относился и к персонажам Вицина, Никулина и Моргунова. Но зрители так восхищались приключениями этих героев, что Гайдая в конце концов просто заставили осуществить съемки «Кавказской пленницы». Он отработал на все сто процентов.

6 Шутки на ходу

Источник: Gifs.ru

На площадке сохранялась дружеская атмосфера, и Гайдай всегда с вниманием относился к идеям актеров, не проявляя зависти, что часто приводило к необходимости добавления новых элементов в сценарий. Поэтому в его фильмах можно увидеть много реплик и действий, которые не были изначально запланированы, но стали культовыми.

Например, момент, где персонаж Никулина смотрится в длинной руке, когда чешет пятку, был в целом предложен самим актером. Также шутка, где Бывалому (персонажу Моргунова) делают укол огромным шприцем, также была задумана Никулиным, причем иглу втыкали не в ягодицу, а в подушку, чтобы шприц мог качаться туда-сюда благодаря подвижности Никулина.

Кроме этого, многие известные фразы персонажа Вицина (Труса) были придуманы в процессе съемок, например: «Чей туфля? А, мое. Спасибо», и реплика товарища Саахова: «Шляпу сними». Также здорово от импровизаций Никулина была сцена в «Операции «Ы», когда Балбесу в грудь попадает пуля, но он выживает, так как удар пришелся по бутылке с хорошим вином, спрятанному в кармане.

Была также импровизованной концовка реплики Леонида Куравлева в «Иван Васильевич меняет профессию». Изначально его герой произносил: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе», но Куравлев добавил: «Если, конечно, они у вас есть». Эта находка очень понравилась Гайдаю, и она осталась в финальной версии.

7 Жертва Вицина

Источник: кадр из фильма «Кавказская пленница»

Однако иногда на съемочной площадке возникали проблемы. Актёрам порой приходилось претерпевать изменения своих принципов ради вживания в роль. Так, Георгий Вицин, в реальной жизни не употреблявший алкоголь, играл персонажа Труса, который не гнушался спиртным. Но, оставаясь верным своим убеждениям, Вицин настаивал на том, что в сцене, где он произносит: «Жить, как говорится, хорошо!», он будет пить не алкогольный напиток, а разбавленный сироп шиповника. Тем не менее, Гайдай не мог смириться с такой неестественностью, полагая, что зрители сразу заметят фальшь. После непродолжительной дискуссии Вицин согласился, и в финальном дубле он всё-таки выпил пиво.

Не пропустите
Не пропустите

8 Под надзором КГБ

Съемки «Бриллиантовой руки» проходили под строгим контролем сотрудников КГБ, так как власти беспокоились, что фильм может негативно сказаться на имидже советского человека. Каждое решение Гайдая тщательно отслеживалось Госкино. В итоге в фильме было произведено 44 правки. Однако у режиссера была своя хитрость. Гайдай намеренно включал в сюжет курьезные моменты с тем, чтобы отвлечь внимание цензоров. Таким образом, когда они убирали «проблемные» сцены, главное направление сюжета оставалось неизменным, ведь Гайдай изначально на это рассчитывал.

Одной из самых ярких таких уловок стал эпизод с ядерным взрывом на море, который привлек внимание Госкино, отводя его от гораздо более провокационного момента, где героиня Светланы Светличной раздевается на экране. Более того, чтобы усилить влияние ситуации, Гайдай заявил, что готов удалить любые сцены, кроме взрыва. Эта позиция лишь подстегнула цензоров, которые стали ещё более настойчиво требовать, чтобы в финальной версии не было именно этого взрыва, оставив всё остальное как есть. Так Гайдай успешно обманул всех — иначе было бы множество правок, которые были бы неизбежны.

9 Режиссерские уловки во время съемок

Источник: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

На площадке Гайдай тоже использовал своё остроумие. Например, в сцене из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Жорж Милославский демонстрировал шведскому послу шариковую ручку с откровенным изображением. Режиссер заранее попросил Куравлева не показывать реквизит другим участникам съемки до начала сцены, поэтому актер, исполнявший роль посла, реагировал весьма естественно. Однако в процессе монтажа крупный план с данным моментом был вырезан, так как советская цензура не допускала подобных сцен.

Еще один слегка хитрый метод, используемый Гайдаем во время работы над «Бриллиантовой рукой», проявился в сцене, где Андрей Миронов дает подножку мальчику, который «прогуливали» по воде. Этот мальчик — сын Никулина. Проблема заключалась в том, что юный артист каждый раз падал в воду чуть раньше, чем требовалось. В результате Гайдай решил прибегнуть к небольшому обману. Он рассказал парню, что в следующем дубле пинок не будет, а Андрея Миронова попросил действовать как обычно. В итоге актер достаточно сильно стукнул школьника по попе, и тот, без какой-либо актерской игры, упал в воду ровно в нужный момент.

10 Кардинальные перемены (к лучшему)

Источник: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Гайдай особенно тепло относился к Никулину, поэтому роль царя в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» была написана специально для него. Но, ознакомившись со сценарием, актер пришел к выводу, что фильм вряд ли пройдет цензуру и решил не тратить на него время. Режиссер открыто признался, что такой выбор его расстроил, но он не отказался от своей задумки. В конечном итоге Никулина заменили Юрием Яковлевым. Позже Гайдай отметил, что таких удачных изменений в актерском составе еще не было.

«Как же приятно, что Юра отказался! Потому что, несмотря на все уважение к нему, так, как играет Юрий Васильевич, он бы этот образ не передал», — говорил Гайдай в те времена.

И мы полностью согласны с этой точкой зрения. Сейчас просто невозможно представить, что персонажи фильмов данного режиссера могли бы выглядеть иначе. Похоже, что случайности, действительно, не бывают случайными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: