Тяжелые судьбы детей-вундеркиндов, которые были известны в СССР

На сайте Lisa.ru рассказано о трагической судьбе детей индиго, появившихся на свет в Советском Союзе.

Источник: кадры из фильма «Это было у моря» и материалы с канала YouTube «Советское телевидение»

Иногда дар, наделяющий человека талантом, может оказаться не только семьей на счастье, но и настоящим бременем. В особенности, если этот дар проявляется в детском возрасте — поначалу кажется, что он способен привести к успеху и признанию. Но иногда всё оказывается совсем не так: нашим героям пришлось столкнуться с тяжелейшими испытаниями.

Некоторые из них выбрали уйти из жизни сами, а другие стали жертвами болезней или несчастных случаев. Примечательно, что многих таких детей окружали высокие ожидания, что дополнительно давило на их психику. В некотором смысле, давление, с которым они сталкивались, было непропорционально реальному уровню поддержки со стороны взрослых.

Далее мы расскажем о талантливых детях СССР, которые достигли значительной известности. Например, следуя судьбе музыкантов и художников, не стоит упоминать о таких именах, как Ваня Бессмертный — 5-летний гений музыки, чья карьера была прервана трагическим несчастьем, и юная художница Оля Мельникова, которая в детстве привлекала внимание своей необычной работой, но так и не смогла реализовать свой потенциал в последующей жизни. Каждый из них — это печальный пример того, как великий дар может обернуться тяжелым бременем.

Содержание

Ника Турбина

«Я — полынь-трава,
Горечь на губах,
Горечь на словах,
Я — полынь-трава…
И над степью стон.
Ветром окружен
Тонок стебелек,
Переломлен он…
Болью рождена
Горькая слеза.
В землю упадет —
Я — полынь-трава…».

Эти строки написаны юной поэтессой Ника Турбиной, родившейся в 1974 году. Стихотворение «Полынь-трава» вошло в список кандидатур на звание одного из ста величайших стихотворений всех времён. Но какая же на самом деле была жизнь Ники?

Она родилась в семье творческих людей: художницы Майи Никаноркиной и певца Георгия Турбина. Отец не принимал активного участия в её воспитании, и вся нагрузка легла на плечи матери и бабушки. Именно бабушка обратила внимание на поэтический дар внучки: однажды ночью она услышала, как Ника произносит неразборчивые слова во сне, которые оказались строчками её стихотворений.

Ника страдала от аллергии на домашних животных, астмы и диабета, а к пяти годам у неё развилась хроническая бессонница. По этой причине мама стала давать ей снотворные, к которым Ника вскоре привязалась. Кроме того, поэт и биограф Александр Ратнер написал книгу «Тайны жизни Ники Турбиной («Я не хочу расти…»)», где отметил, что её родители заставляли её писать:

«Ника действительно плохо спала, не из-за астмы, а из-за психических проблем. В детстве она во сне часто выкрикивала слова, обрывки фраз, и на утро её убеждали, что она уже составила стихотворение.

Позже она уже сама сочиняла стихи, но не с желанием. По мере взросления, полная уверенности в своём таланте, она сама начала диктовать строки. На выходные к ним присоединялась бабушка Людмила Карпова, также поэтесса, и они вместе сочиняли стихи, поочередно подбирая рифмы, пока не создавалось целое произведение».

Таким образом, в девять лет Ника выпустила свой первый сборник под названием «Черновик», который позднее перевели на двенадцать языков. В этом ей помог поэт Евгений Евтушенко. Ещё через три года она прославилась на поэтическом фестивале в Венеции и была удостоена статуэтки «Золотого льва». Ника также побывала в США, где встретилась с Иосифом Бродским.

Там Майе Никаноркиной сказали, что её дочери необходима психологическая помощь, но на эти просьбы не обратили внимания. В итоге Нику в 16 лет отправили на лечение в Швейцарию. Там она начала встречаться с 74-летним психиатром Джованни Мастропаоло, который, по словам биографов, познакомил её с алкоголем. Вернувшись в Москву, Ника сильно изменилась — она стала зависимой от алкоголя и наркотиков, а попытки вернуть нормальную жизнь оказались безуспешными. Она даже попыталась поступить в Институт культуры, но её пристрастия не позволяли ей найти свое место в нормальной жизни.

Кадр из фильма «Это было у моря»

Александр Ратнер также отмечает, что Ника обладала актёрским талантом, который так и остался нераскрытым:

«По сути, она повторила судьбу своей матери: стала иждивенкой, имела связи с мужчинами и увлекалась алкоголем. Её последний гражданский муж, Саша Миронов, отмечал, что Ника прекрасно играла в спектаклях, которые они ставили в студии «Диапазон» для неблагополучных детей. Саша говорил, что она играла великолепно. Однако никто не желал развивать данный дар».

В один майский день эта выдающаяся личность находилась в компании друзей, сидя на подоконнике (на пятом этаже). Она упала и получила тяжелые травмы, после чего скончалась в возрасте 27 лет. Однако до сих пор неясно, было ли это самоубийством или следствием алкогольного опьянения.

Ника Турбина оставила после себя богатое наследие стихов и прозы, отражающих её внутренний мир и жизненные страдания. Её творчество продолжает вдохновлять молодых поэтов и литературных критиков, исследующих творческий процесс и тонкости жизни гениев. Многие её стихи были посвящены теме одиночества, печали и поиска смысла жизни, что делает её творчество актуальным даже спустя много лет после её трагической смерти.

Специалисты отмечают, что заслуги Ники Турбиной в русском поэтическом искусстве нередко недооценены. Её способности и уникальный взгляд на мир могли бы быть раскрыты и значительно развиты, если бы ей удавалось преодолеть личные трудности и зависимости.

Максим Трошин

Смерть музыканта Максима Трошина осталась загадкой. У него была тяжелая форма астмы, из-за чего врачи рекомендовали ему заниматься пением. Первую свою песню он написал в девять лет, а также создавал музыку на стихи таких поэтов, как Есенин, Кольцов и Рубцов.

Дополнительно Трошин был руководителем хора в воскресной школе и играл на гуслях. В девяностых годах он заполнил полные залы на своих концертах. Принятый в телеэфир, он радовал публику своим репертуаром, состоящим из собственных песен. В его творчестве заметны влияния народной музыки и фольклора, что сделало его стиль уникальным и запоминающимся.

Летом 1995 года, незадолго до своего семнадцатого дня рождения, тело Максима было найдено в реке Десна в Брянской области. Причины его смерти до сих пор не выяснены. С момента его гибели поклонники и родные не теряют надежду узнать правду о странных обстоятельствах трагедии. В память о Максиме Трошине регулярно проводятся концерты и мероприятия, посвященные его творчеству, которые собирают множество людей и сохраняют его наследие в музыкальной культуре.

Саша Путря

Несмотря на то, что Саша прожила всего 11 лет, она успела удивить многих своими талантами, в частности в рисовании. Она создала 2279 работ, включая стихи и изделия из бисера и дерева.

«Когда я вырасту, буду художницей и буду рисовать днём и ночью!» — говорила она.

К сожалению, её ждала другая судьба. Врачи диагностировали ей лейкемию, когда ей было всего пять лет. Педиатры утверждали, что она не доживёт и до года, но несмотря на болезнь, она находила радость в создании новых картин. Даже в палате больницы она рисовала, изображая Михаила Боярского (она обожала фильм «Три мушкетера»), разрабатывала чертежи для прочного асфальтового покрытия и даже проектировала маршрут до Луны.

Идеи не покидали её, но в зимний период 1989 года болезнь оказалась сильнее. В помещении больницы она изобразила автопортрет и попросила папу, члена Союза художников, положить ладонь на лист. Она обвела его руку, а через пару дней покинула этот мир. Когда отец нашёл рисунок, он увидел, что дочь запечатлела его руку, а в середине нарисовала свою ладонь.

О Саше были сняты пять документальных фильмов, а в её родном городе Полтаве была открыта Детская художественная галерея, названная в её честь. Каждое лето организуются выставки её работ, где юные художники имеют возможность представить свои творения и вдохновиться наследием Саши. В 2020 году была выпущена книга, собравшая лучшие произведения Саши, а также воспоминания её друзей и родных, что позволяет новым поколениям узнать о её таланте и мечтах.

Паша Коноплев

Блог Елены Коноплевой (матери Паши)

Мальчик с необычными математическими способностями появился на свет в 1971 году в семье инженеров. Врачи предсказывали, что он будет слабым и отстанет в развитии. Однако к шести годам его IQ составил 142 балла, что было на 37 пунктов выше, чем у Рональда Рейгана, сорокового президента США.

Паша с интересом читал научные книги, которые ему приносила мама, работающая в НИИ. В семь лет он уже освоил логарифмы и начал изучать программы десятого класса. Однажды, когда он с родителями пошел в кино на фильм «Сталкер», герой бросил камень в колодец, а Паша, услышав звук, определил его глубину в 33 метра.

Мальчик также увлекался космосом так сильно, что нарисовал эскиз чайника, который можно было бы использовать в условиях невесомости.

Однажды мама поведала ему о Плутоне, где якобы очень темно:

«Зачем туда лететь? Там ведь темно… Я читала, что на Плутоне солнце светит, как 15 свечей». Паша, быстро сообразив, ответил: «Ты ошиблась, на самом деле там стоит 100 свечей». Он подложил свои расчеты в доклад. В результате он поступил в школу при Астрономическом институте имени Штернберга, где в возрасте 10 лет начал заниматься научными исследованиями. Его работа носила название «Исследование переменных V1076 и V1077 Змееносца» и была опубликована в журнале Академии наук.

В 14 лет родители подарили ему компьютер, но программное обеспечение в то время не было доступным, что не расстроило Пашу — он самостоятельно разработал необходимые программы. В итоге в пятнадцать лет он поступил в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики, а позже — в аспирантуру.

Всё шло хорошо, но юный гений не был готов к взрослой жизни. Например, однажды, когда Паша возвращался из университета домой, одна девочка поздоровалась с ним и назвала дядей. Это сильно расстроило мальчика, он разрыдался в своей комнате. Затем у него возникла первая безответная любовь, и, чтобы привлечь внимание, он нанес себе увечья. Ему удалось выжить, но это привело к проблемам с психикой и депрессии. Пашу поместили в медицинское учреждение, и о его жизни в последующие десять лет практически ничего не известно.

В возрасте 29 лет Коноплев скончался от «тромбоэмболии легочной артерии», предположительно, из-за неверно назначенных лекарств. В память о сыне его мама, Наталья Павловна, написала книгу под названием «Вселенная Паши Коноплева». В книге она описывает не только его математические достижения, но и трудности, с которыми ему приходилось сталкиваться, а также свои переживания как матери гениального, но мучительно чувствительного мальчика. Паша стал символом тех одаренных детей, что, несмотря на свои способности, могли столкнуться с проблемами эмоционального и психического характера.

Книга Натальи Павловны получила положительные отзывы и была представлена на различных конференциях, посвященных проблемам одаренных детей. Она стремилась донести важность понимания и поддержки таких детей не только в образовательной системе, но и в семье, ведь эмоциональное благополучие имеет не меньшее значение, чем интеллектуальное развитие.

Володя Полетаев

«Но вы забыли, что в итоге
Стихи становятся травой,
Обочинами вдоль дороги
Да облаком над головой.
И мы уходим без оглядки
В неведенье и простоту,
Затем, что давние загадки
Разгадывать невмоготу», — сказал Полетаев, переводчик и поэт, в своей предсмертной лирической записке.

Он занимался переводами стихов с немецкого, белорусского и грузинского, а также сам писал. Странно, что при жизни было опубликовано всего три работы (в «Московском комсомольце» в 1969 году), а остальные вышли только спустя 13 лет (в 1983-ем). В тот момент читатели узнали о сборнике под названием «Небо возвращается к земле», в который вошли неизданные стихи Полетаева и его переводы.

Вова был не только поэтом, но и человеком, который любил литературу и искусство в целом. Он увлекался живописью и даже пытался создавать собственные картины. Его работы отразили глубокое чувство и понимание окружающего мира, что также было заметно в его стихах. Полетаев часто посещал литературные встречи и обсуждения, что способствовало его творческому развитию и обмену идеями с другими поэтами.

Причины, по которым Вова решил покончить с собой в возрасте 18 лет, остаются неизвестными; он выпрыгнул из окна на пятом этаже своего дома. Это известие стало настоящим shock’ом для его семьи и друзей, которые утверждали, что у него была полноценная жизнь: любящая семья, верные друзья и перспективное будущее.

Существует мнение, что молодой поэт был влюблен в женщину, которая была значительно старше него и уже имела ребенка. Возможно, он не смог справиться с горем от отказа. Это любовь, которая не могла быть реализована, оставила в его душе глубокую рану, что нередко случается в юном возрасте, когда эмоции особенно остры.

Надя Рушева

Еще одна трагическая судьба из мира поэзии — Надя Рушева. Она происходила из семьи творческих людей: ее родители работали в сфере искусства. В её архиве насчитывается порядка 12 тысяч произведений, которые были представлены на выставках как в Советском Союзе, так и за рубежом. В настоящее время ее работы хранятся в Государственном музее А.С. Пушкина.

Надя начала рисовать в пятилетнем возрасте без какого-либо обучения: пока ее отец читал ей сказки, она изображала героев этих историй. В одну лишь ночь ей удалось создать 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане»! Позже она рисовала к таким произведениям, как «Медный всадник», «Евгений Онегин» и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.

«Я живу жизнью того, кого рисую», — как-то заметила Надя.

Одной из отличительных черт её творчества было отсутствие ластика и предварительных эскизов. Она стала первой, кто создал иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» в возрасте 16 лет.

«Чем дольше смотришь, тем больше это поглощает. Какова амплитуда чувств! Девочка в 16 лет поняла все, и не только поняла, но и великолепно изобразила», — отмечала вдова Булгакова, Елена.

Безусловно, если бы не инсульт, который в 1969 году забрал у неё жизнь в возрасте 17 лет, Рушева могла бы подарить миру гораздо больше своих художественных трудов.

Интересный факт: кентавр, который стал одним из ее любимых изображений, стал эмблемой международной организации «Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения «Кентавр». В 2003 году в Санкт-Петербурге был установлен его памятник у входа в «Дом кино» на Караванной улице. Как говорят туристы, маленький кентавр исполняет любую мечту, которую ему доверят.

Надя Рушева также оставила яркий след в культуре благодаря своим иллюстрациям и оригинальному стилю. Её работы отличались выразительной цветовой палитрой и эмоциональной глубиной, что привлекало внимание зрителей всех возрастов. В её наследии можно найти как графику, так и акварельные работы, которые показывают её мастерство в различных техниках. Несмотря на юный возраст, Надя успела создать уникальный художественный язык, который продолжает вдохновлять многих современных художников и иллюстраторов.

Уже после её смерти, работы Рушевой подверглись новому вниманию со стороны исследователей искусства и коллекционеров. Некоторые из её произведений достигли на аукционах значительных цен, что подчеркивает их культурную и историческую важность. Каждый год в России проводятся выставки, посвященные её творчеству, где любители искусства могут вновь соприкоснуться с её талантом и узнать больше о её жизни и работе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: