Дымковская роспись: как свистопляска стала символом семейного счастья

Свист служит защитой от злых духов — это осознали жители Вятки, которые создали знаменитую дымковскую игрушку. Какие еще секреты таит простой, но выразительный орнамент известного русского сувенира?

Фото здесь и далее: Wikimedia.org

Эти яркие и оживленные фигурки, которые кажутся раскрашенными детскими руками, стали символом русской народной культуры. В момент открытия зимней олимпиады в Сочи стадион «Фишт» был украшен именно дымковскими мотивами. Тем не менее, немногие знают, что простые и лаконичные узоры дымковской росписи не только радуют глаз, но и несут в себе глубокий символический смысл.

Дымковская роспись возникла в XIX веке в селе Дымково, расположенном недалеко от Кирова. Главными темами рисунков являются солнечные и природные мотивы, фигурки людей, животных и праздничные сцены, отражающие повседневную жизнь и традиции народа. Важным элементом является использование ярких, насыщенных цветов — красного, синего, желтого и зеленого, символизирующих счастье, любовь и благополучие.

Кроме того, дымковские игрушки изготавливаются из красной глины и покрываются специальной глазурью, что придает им характерный блеск и делает их водоотталкивающими. Процесс создания каждой игрушки является настоящим искусством, начиная от формования и заканчивая росписью, которая осуществляется вручную.

Согласно народным поверьям, дымковская игрушка может приносить удачу и защищать дом от негативного влияния. Она также символизирует семейные узы и гармонию в доме: чем больше фигурок в семье, тем больше счастья в вашем доме. Во многих семьях принято дарить дымковские игрушки на свадьбы и другие значимые события, что делает их не просто сувениром, а важным оберегом и талисманом.

Таким образом, дымковская роспись — это не только красота, но и глубокая философия, которая передается из поколения в поколение, сохраняя традиции и культуру русского народа.

Не пропустите

Содержание

История дымковской игрушки

Всё началось более 600 лет назад с печального недоразумения. В 1418 году жители Вятки (ныне Киров) готовились защититься от татарского нашествия. Они обратились за помощью к своим союзникам — устюжанам. Подмога пришла глубокой ночью. Однако в условиях полной темноты вятчане приняли своих защитников за врагов и начали сражение. Когда ошибка стала очевидной, из-за «дружеского огня» и столкновения погибли многие воины с обеих сторон. По этой причине соседи долгое время дразнили вятчан слепородами и свистоплясами.

Жители Вятки не обижались на такие прозвища. Ошиблись — так и есть, что тут скажешь? В память о произошедшем они также ввели традицию — ежегодно отмечать Хлыновское побоище, так официально называется этоtragическое событие. День поминовения жертв приходился на четвертое воскресенье после Пасхи. Вначале проводилась панихида по погибшим, а затем устраивался необычный праздник. Вокруг оврага, где произошла трагедия, устанавливали столы с пирогами, сладостями и специально созданными глиняными свистульками. Считалось, что свист помогает отогнать злые силы, которые в ту гибельную ночь наслали слепой морок на вятчан.

Свистели все — и взрослые, и дети, и пожилые. Это было настоящей какофонией. Особенно активно свистели местные женщины, поэтому праздник назвали Днем вятской свистуньи или Свистопляской. Со временем эта традиция угасала, но в русском языке осталось слово «свистопляска», ставшее символом чего-то неуправляемого и хаотичного, а дымковская игрушка — потомок той самой глиняной свистульки. Её название связано с селом Дымково, где зародился этот промысел.

Дымковская игрушка представляет собой яркие и красочные изделия, изготовленные из глины и расписанные специальными красителями. Эти игрушки часто изображают животных, людей и различные бытовые сцены, что делает их уникальными образцами народного искусства. В XIX веке дымковская игрушка приобрела особую популярность и стала одним из символов русского народного творчества. В 1993 году этот промысел был внесен в список нематериального культурного наследия России, а в 2010 году — в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня дымковские игрушки изготавливаются согласно древним традициям, но вместе с тем мастера продолжают экспериментировать с формами и цветами, создавая новые произведения искусства, которые привлекают внимание коллекционеров и туристов со всего мира. Мастера-гончары Дымково передают свои знания и навыки молодому поколению, тем самым сохраняя культурное наследие и традиции своего региона.

Секрет мастерства

Если внимательно изучить фотографии дымковских игрушек или покрутить в руках настоящую фигурку, на что сразу бросается взгляд — это её простота. Кажется, что такой процесс доступен каждому. И тут же возникает желание попробовать создать что-то подобное. Однако это заблуждение, так как мастерству создания внешней простоты тоже требуется обучение. Традиционно для изготовления дымковских игрушек использовалась ярко-красная вятская глина, которую смешивали с мелким коричневым речным песком. В результате получалась пластичная масса, схожая с пластилином, которая легко лепилась. Глину применяют и по сей день, но часто стали использовать и современные пластические материалы.

Основными персонажами являются бараны, индюки, петухи и олени. Также часто встречаются утки и кони — яркие представители животного мира. Нельзя забыть и о людях — няньках с детьми, румяных барышнях, добрых молодцах и скоморохах. Они ездят на тройках, сидят у самовара или катаются на санках. Все элементы фигурок изготавливаются отдельно, затем соединяются при помощи той же глины, а швы аккуратно сглаживаются влажной тряпочкой. На фигурках создается рельеф — при помощи острого инструмента рисуются рот, глаза, ожерелья, перья и другие детали. Для более глубоких элементов применяются рельефные штампики, тоже выполненные из глины. На женских фигурках обычно имеется много декоративных деталей: нарядные оборки, пелеринки, замысловатые головные уборы, зонтики и сумочки — в зависимости от того, кто изображён: барышня или крестьянка.

В процессе создания дымковских игрушек важна не только техника, но и художественное видение мастера. Каждая фигурка наделена своей историей и духом, что позволяет передавать через них народные традиции и обычаи. Мастера, работающие в этом направлении, уделяют внимание не только форме, но и цвету. Яркие и насыщенные тона, характерные для дымковских игрушек, создаются при помощи натуральных красителей, которые не теряют своей яркости даже после обжига. Кроме того, существует ряд обычаев, связанных с подарками в виде дымковских игрушек, которые символизируют дружбу, счастье и благополучие. Поэтому, покупая такую фигурку, люди часто следят за ее происхождением и выбирают работы известных мастеров, чтобы сохранить традиции на протяжении поколений.

Чем раскрашивали свистульки

Следующий этап — сушка и обжиг в печи. Этот процесс может занимать от нескольких дней до трёх недель, в зависимости от используемого материала. После обжига фигурки покрываются несколькими слоями белил; раньше для этого использовался мел, разведенный в молоке. В детском творчестве для побелки применяют белую гуашь. А затем начинается самое интересное — роспись, создание уникального орнамента. В старину использовались темперные краски, приготовленные на основе яйца с перекисшим квасом; в современности применяют анилиновые красители. Вместо кисточки первые мастера использовали деревянную палочку, обернутую лоскутом. Для мелких элементов и пятнышек подходил ровно срезанный прутик. Переглядев изделия, невозможно встретить одинаковые — у каждой мастерицы своя манера работы, характерный стиль и уникальные узоры. В то же время существуют общие принципы и традиции.

Для создания красочных мотивов использовались также натуральные пигменты, добываемые из растений, минералов и даже из насекомых. Например, красный цвет часто получали из коры некоторых деревьев, а синий — из цветков лазурита. Такие экологически чистые красители не только придавали свистулькам яркость, но и были безопасны для детей. Многие мастерицы продолжают следовать этим традициям, создавая экологичные изделия, которые могут также служить отличным подарком или сувениром. В последние годы наблюдается возрождение интереса к таким народным промыслам, что способствует поддержанию культурного наследия и развитию художественных навыков у молодого поколения.

Узоры дымковской игрушки

Цвета играют ключевую роль в дымковской росписи — как и в известной городецкой росписи, они яркие и очень насыщенные, без полутонов. Черный и коричневый используются минимально, лишь для выделения деталей. Основные оттенки несут глубокий символический смысл. Зеленый олицетворяет буйство природы. Красный в славянской традиции символизирует красоту и здоровье. Синий позволяет воображению устремляться в небесные дали. Белый фон говорит о чистоте, доброте и правде. А желтый светит, как солнечный свет. Более того, его обычно подчеркивают сусальным золотом; в старину кусочки этого материала в форме ромбиков приклеивались с помощью яичного белка. Цвета не должны гармонировать между собой — чем ярче, тем лучше.

Еще один важный элемент дымковской росписи — это декоративный узор, орнамент. Он весьма прост — чередование ромбиков, зигзагов, точек, кругов, прямоугольников и линий. Обычно такие рисунки создают дети, но в дымковской традиции каждый элемент орнамента имеет значение, как правило, связанное с природой. Волнистая линия символизирует воду, круг со звездой — солнце, пересекающиеся линии — это знак колодезного сруба, яблоко — символ жизни и плодородия и так далее. Такие орнаменты можно «читать» как книгу. Здесь также присутствуют фантастические сочетания, невозможно реализуемые в реальной жизни. Например, на боках коня могут быть ярко-синие яблоки, индюк грациозно демонстрирует хвост, похожий на павлиний, а козел — с рогами, покрытыми золотом.

Дымковская игрушка имеет свои корни в традиционном народном промысле, который зародился в селе Дымково под Кировом. Изготавливаются они из глины, которую тщательно обрабатывают и лепят вручную. После того как игрушка высохнет, она покрывается белой глиной, а затем росписью. Важной частью производства является обжиг — он позволяет сделать изделия прочными, а яркие цвета — долговечными. Интересно, что дымковские игрушки не только украшали дома, но и использовались в ритуалах: их дарили на свадьбы, праздники и другие важные события. Каждая игрушка имеет свою историю, и её можно считать не просто предметом искусства, а целым культурным наследием.

Дымковская игрушка и ее влияние на культурное наследие России

Одним из основных аспектов Дымковской игрушки является ее народный характер. Игрушки часто изображают сцены из быта, животных, фигурки людей, а также праздничные мотивы, что свидетельствует о народной культуре и традициях. Благодаря этому, они служат не только предметом интерьера, но и своеобразным носителем исторической памяти. Они передают важные культурные символы и ценности, объединяющие поколения.

Влияние Дымковской игрушки на культуру России невозможно переоценить. Подобно другим народным промыслам, она способствует увековечению традиций, обычаев и образа жизни наших предков. В последние десятилетия наблюдается возрождение интереса к этим игрушкам, ведь они стали популярными как среди коллекционеров, так и среди дизайнеров. Дымковская игрушка является символом семейного счастья, дружбы и гостеприимства, что делает ее актуальной в современном обществе.

Кроме того, Дымковская игрушка получила международное признание и популярность, что способствовало культурному обмену и расширению представления о российском искусстве за пределами страны. Включение Дымковской игрушки в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО укрепляет её значение в мировой культуре и показывает важность сохранения традиционных ремесел.

Таким образом, Дымковская игрушка не только сохраняет в себе народные традиции, но и вносит вклад в развитие художественной культуры России в целом, что делает её важным объектом для изучения и популяризации на современном этапе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: