Сегодня российский режиссер празднует 49-летие. Lisa.ru подробно расскажет о пути Бориса к режиссуре, его созидательных работах, получивших признание критиков, и о его личной жизни.
Борис Игоревич Хлебников — знаменитый российский режиссер и сценарист, чьи фильмы не раз получали высокие оценки от кинокритиков, которые щедро награждают его за вклад в искусство. Тем не менее, сам режиссер старается избегать ловушки самообмана, когда творец начинает считать себя гением и создает работы, далекие от идеала.
Он родился 26 августа 1974 года в городе Костроме. Борис Хлебников начал свой творческий путь с обучения в ВГИКе, где изучал режиссуру у таких знаменитых мастеров, как Александра Сокурова. Его дебютный полнометражный фильм «Ключи от спальни» (2003) получил признание на международной арене и заложил основу для его дальнейшей карьеры.
Фильмы Хлебникова отличаются глубоким философским содержанием и социальной значимостью. Среди наиболее известных работ destacan «Жмурки» (2005), «Долгая счастливая жизнь» (2013) и «Аритмия» (2017). Последний фильм, в частности, стал лауреатом множества премий и привлек внимание зрителей к актуальным проблемам российской медицины и отношений в семье.
Несмотря на свою публичную деятельность, Борис предпочитает оставаться в тени, не афишируя свою личную жизнь. Он считает, что творчество говорит само за себя, и старается не уделять внимание своим достижениям вне профессии. В интервью он неоднократно подчеркивал, что интерес к его личной жизни может отвлекать от главного — кино как искусства.
Далее в нашем материале мы подробнее рассмотрим, как Борис Хлебников пришел в кинематограф, стал одним из наиболее успешных режиссеров России и как складывалась его личная жизнь.
Содержание
В поисках режиссерских сокровищ
Источник: кадр из передачи «Белая студия»
Борис Хлебников появился на свет в Москве в семье, далекой от искусства. Его отец занимался философией, а мать — физикой. В школе Борис не проявлял особых успехов, особенно в предметах, таких как русский язык и литература. Однако с детства он обожал чтение, а его любимый роман — «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона.
Источник: Тараканов Вадим/Fotodom.ru
Биология всегда вызывала у него живой интерес. Борис был так увлечен этой наукой, что после школы поступил на биофак. На протяжении двух лет он изучал жизнь живых существ и работал не только лаборантом, но и продавцом на рынке.
Не пропустите Не пропустите
Именно в этот период Борис открыл для себя увлечение кинематографом и стал киноманом. Он проводил дни в Музее кино, наслаждаясь фильмами разных режиссеров — от первых работ до последних. Через некоторое время он осознал, что не хочет заниматься биологией, а мечтает стать режиссером.
Источник: Тараканов Вадим/Fotodom.ru
Хлебников решил оставить биологический факультет и поступил в ВГИК, но не на режиссерский, а на киноведческий факультет, так как тогда у него были сомнения в собственных способностях.
«Я считаю, что факультет киноведения в ВГИКе более глубокий по содержанию, чем режиссерский. В какой-то момент ты начинаешь понимать суть многих вещей, не осознавая этого», — делился Борис в одном из интервью.
Несмотря на выбор киноведения, он не оставлял мечты и продолжал посещать Музей кино, изучая работы разных режиссеров. Это помогло ему понять, как начинался их путь, как происходило развитие и каков их итог.
Источник: Кремер Борис/Fotodom.ru
«Ты наблюдаешь, как кто-то сначала очень неуверенно пытается найти свой стиль, своё видение, а потом, на третьем-четвертом фильме, начинает уверенно выражать свои мысли и идеи. Он находит свой голос, своим образом защищается и адаптируется, как снимать и общаться на экране», — поясняет Борис.
Позже, уже будучи студентом ВГИКа, он начал снимать короткометражные фильмы, что стало важным этапом на пути к его дальнейшей карьере. Его дебютный фильм «Дикие» (2001) был высоко оценен как зрителями, так и критиками. Он смог получить внимание кинофestivalей, что открыло перед ним двери в профессиональный мир кинематографа. Борис Хлебников продолжил свой творческий путь, создавая фильмы, которые затрагивают актуальные социальные темы и знакомят зрителя с жизнью простых людей, их внутренними переживаниями и вопросами.
На протяжении своей карьеры Борис стал известным не только в России, но и на международной арене, участвуя в различных кинофестивалях, таких как Каннский и Берлинский. Его работы завоевали множество наград, что подтвердило его статус талантливого и глубокого режиссера. Интересный аспект его творчества заключается в том, что он часто работает с новыми актерами, открывая новые таланты и придавая свежесть своим фильмам.
Творческий путь
Источник: кадр из передачи «Белая студия»
Начало кино-карьеры Бориса Хлебникова связано с короткометражными фильмами. После отработки мастерства и нахождения своего стиля, он приступил к созданию полнометражных лент. В 2003 году он выпустил свой первый серьезный фильм «Коктебель», в создании которого ему помогал режиссер Алексей Попогребский.
Источник: Кремер Борис/Fotodom.ru
Фильм рассказывает о том, как отец с сыном стремятся к лучшей жизни и отправляются из Москвы на побережье в Коктебель. По пути они сталкиваются с разными людьми и приключениями. Критики положительно оценили глубокий философский подтекст картины, сравнив её с произведениями известных авторов.
Источник: Иванов Сергей/Fotodom.ru
Интересно, что сценарий «Коктебеля» занял первое место на конкурсе сценариев Берлинского кинофестиваля, а на Московском фестивале фильм был удостоен специального приза. В 2006 году на «Кинотавре» прошла премьера нового проекта Бориса — фильма «Свободное плавание», и за него он вновь был награжден престижными премиями.
Источник: Иванов Сергей/Fotodom.ru
Эта работа послужила началом сотрудничества с выдающимся актером Александром Яценко, с которым он позже неоднократно работал.
«Работать с Яценко всегда интересно. Он традиционный артист — прекрасно запоминает не только свои реплики, но и реплики партнёров далеко до съемок», — делился режиссер в интервью издания «7 дней».
В 2009 году Борис представил комедию «Сумасшедшая помощь», в которой гармонично совместил суровую действительность и вымышленный фантастический мир. В этом же году он трудился над созданием киноальманаха «Короткое замыкание», состоящего из пяти новелл о любви.
Источник: Сергей Николаев/Fotodom.ru
Спустя три года зрители увидели один из самых удачных фильмов Хлебникова — «Пока ночь не разлучит нас», в котором снялись Сергей Шнуров, Оксана Фандера, Алена Долецкая и другие известные личности.
Не пропустите Не пропустите
К числу успешных проектов Бориса относятся такие фильмы, как «Долгая счастливая жизнь», «Некуда спешить», а также сериал «Озабоченные, или Любовь зла», выходивший на канале ТНТ.
Источник: Сергей Николаев/Fotodom.ru
Тем не менее, самой удачной работой режиссера многие считают драму «Аритмия», в которой главные роли сыграли Александр Яценко и Ирина Горбачева. Фильм был отмечен призом зрительских симпатий и Гран-при на «Кинотавре», а также получил три статуэтки «Ника».
«Мы оказались в ситуации, которую не планировали и не ожидали. Возможно, это совпадение, но, судя по всему, фильм вызывает отклик у зрителей, которые в какой-то степени видят в нем свои истории. Многие оказались на грани развода, и это сцене кажется универсальным», — пояснял успех своего фильма Борис.
Борис Игоревич, безусловно, достиг значительных высот и зарекомендовал себя как один из ведущих мастеров киноиндустрии в России. Но он проявляет опасения по поводу профессиональной деформации, которая может возникнуть, когда режиссер начинает считать себя творческим гением и создает однообразные и малозначимые фильмы.
Источник: Сергей Николаев/Fotodom.ru
Интересно, что сам Хлебников считает кинематограф не самым благородным искусством, утверждая, что зритель, сидя в зрительном зале, не задействует свою фантазию так сильно, как при прослушивании музыки или чтении книг, где воображение создает целый мир.
Источник: Коробицын Владимир/Fotodom.ru
«Кино просто демонстрирует, рассказывает, показывает, но запахов в нем нет. Можно попробовать фантазировать только о запахах. Таким образом, кино ограничено в своей способности увлечь зрителя. Оно, конечно, может рассказать историю, но обладает меньшими возможностями для работы с воображением», — считает режиссер.
В 2017 году Хлебников выпустил фильм «Тренер», который стал заметным событием в отечественном кинопейзаже. Этот проект стал первым опытом Бориса в жанре спорта, и он показал умение режиссера создавать захватывающие и эмоциональные истории, основанные на реальных событиях.
В 2020 году он представил новую работу — «Герда», вдохновленную реальными событиями, связанными с борьбой за жизнь и свободу. Фильм вызвал широкий резонанс и положительные отклики как у зрителей, так и у критиков.
По сей день Борис продолжает активно работать, выпускать новые проекты и расширять границы своего творчества, следуя своим принципам и философии искусства.
А как же любовь?
Источник: Коробицын Владимир/Fotodom.ru
Личная жизнь Бориса Хлебникова остается загадкой, так как он не любит делиться этой стороной своей жизни. Он открыт в вопросах искусства, но о своих личных делах рассказывать не намерен. Тем не менее, стало известно, что Борис женат на женщине, также работающей в сфере кино, и у пары есть двое сыновей. Кстати, его супруга активно помогает ему в творческих проектах, и вместе они часто обсуждают идеи для новых фильмов. Семья Бориса предпочитает проводить свободное время вдали от камер и публичного внимания, наслаждаясь домашними вечерами и прогулками на свежем воздухе. Об этой стороне его жизни известно немного, но коллеги и близкие отмечают, что именно семья является для него важнейшей опорой и источником вдохновения.
Влияние философии на творчество Бориса Хлебникова
Философские идеи играют значительную роль в творчестве Бориса Хлебникова, сохраняя глубокую связь с его подходом к кино. Фильммейкер обращается к вопросам сущности человеческой природы, морали и социальной справедливости, исследуя их через призму повседневной жизни персонажей.
Одним из основных философских влияний на Хлебникова является экзистенциализм. Он акцентирует внимание на свободе выбора и ответственности индивидов в контексте абсурдности бытия. В его фильмах можно проследить стремление раскрыть внутренний мир героев, их искания и сомнения, что создает многоуровневое повествование.
Кроме того, идеи постструктурализма также находят отражение в его работах. Хлебников стремится показать, что реальность – это не фиксированная истина, а конструкция, сформированная восприятием. Его подход к монтажу, диалогам и повествованию позволяет зрителю испытать ощущение неопределенности и многозначности, что поднимает вопросы о существовании и индивидуальном опыте.
Влияние философии на Хлебникова проявляется и в его критическом взгляде на общество. Он часто затрагивает темы социального неравенства, коррупции и конфликтов, используя кино как инструмент для анализа и осмысления этих вопросов. Это отражает его стремление не просто развлекать аудиторию, но и вовлекать её в диалог о насущных проблемах.
Таким образом, философские концепции, пронизывая творчество Бориса Хлебникова, создают непривычные, глубокие и актуальные narratives, заставляющие зрителей задумываться над важными жизненными вопросами. Его фильмы – это не только отражение реальности, но и приглашение к размышлению о мире и своем месте в нем.