Бихевиоризм в психологии: особенности и примеры

От применения принципов «кнута и пряника» до одного из самых бесчеловечных экспериментов в истории. Рассмотрим, что такое бихевиоризм в психологии.

Бихевиоризм – это психологическая школа, которая акцентирует внимание на поведении, а не на внутренних состояниях человека. Основатели бихевиоризма, такие как Джон Уотсон и Б.Ф. Скиннер, утверждали, что психологию следует изучать и исследовать исключительно через наблюдаемое поведение, а не через нечто воспринимаемое только субъективно, такое как чувства и мысли.

Одной из ключевых особенностей бихевиоризма является использование методов научного исследования. Исследования проводятся с помощью экспериментов, в которых поведение испытуемых модифицируется с помощью стимулов и реакций. Например, классический эксперимент с Павловым, в котором собака связывает звук колокольчика с приёмом пищи, продемонстрировал, как ассоциативное обучение влияет на поведение.

Другим важным понятием в бихевиоризме является операционное обусловливание, предложенное Б.Ф. Скиннером. В его экспериментах с крысятами и голубями он показывал, как положительное или отрицательное подкрепление может влиять на вероятность повторения того или иного поведения.

Часто критиковали бихевиоризм за игнорирование психических процессов, несмотря на то что многие принципы его подхода все еще применяются в обучении и терапии. Однако его акцент на объективные методы и ясные измерения поведения сделали значительный вклад в развитие современной психологии.

Таким образом, бихевиоризм можно рассматривать как важный шаг в понимании человеческого поведения и его модификации, и даже сегодня его идеи находят свое применение в различных дисциплинах, от образования до психотерапии.

Фото cottonbro, pexels

Содержание

Что такое бихевиоризм

Что же собой представляет бихевиоризм в психологии, объясняя его просто и доступно? Это течение в психологии, целью которого является выявление наблюдаемых и измеримых закономерностей, объясняющих поведение человека и животных.

В отличие от изучения внутренних переживаний и эмоций, классический бихевиоризм сосредоточен на внешних проявлениях поведения. Он утверждает, что действия человека формируются в ответ на воздействия окружающей среды или через прошлые навыки и реакции, включающие такие факторы, как поощрения или наказания.

Да, методы «кнута и пряника» напрямую связаны с бихевиоризмом.

Кроме того, сторонники данной теории утверждали, что любое поведение можно изменить посредством правильной подготовки, игнорируя индивидуальные особенности и схемы мышления.

В первой половине XX века бихевиоризм находился на пике популярности. Хотя со временем его влияние расширилось за пределы изолированного изучения поведения, сегодня этот подход значительно уступает место другим, как среди клинических психологов, так и в научных кругах.

Это связано с тем, что современная психология больше акцентирует внимание на внутреннем опыте эмоций и мыслей. Тем не менее, принципы бихевиоризма по-прежнему применяются для формирования новых навыков и в системах вознаграждения за желательное поведение. Например, это актуально при работе с детьми с задержками в развитии или сложными подростками.

Идеи бихевиоризма стали основой для понимания процесса обучения, оставив долговременное влияние на такие сферы, как дрессировка животных, воспитание и образовательные стандарты.

Важным вкладом бихевиоризма стало развитие методов поведенческой терапии, которые используются в лечении различных психических расстройств. Эти методы помогают пациентам изменить нежелательное поведение и усовершенствовать навыки саморегуляции.

Родоначальниками бихевиоризма считаются такие ученые, как Джон Уотсон и Б.Ф. Скиннер, которые внесли значительный вклад в понимание условных реакций. Их исследования продемонстрировали, как поведение можно формировать через последовательность действий и последствия.

Сегодня бихевиоризм продолжает эволюционировать, интегрируясь с другими подходами в психологии, такими как когнитивная психология, что позволяет возникновение более комплексных методов изучения и изменения поведения.

История бихевиоризма

Фото pixabay, pexels

Данный подход возник в начале 1900-х годов как реакция на другие преобладающие тогда теории, включая психоанализ, который акцентировал внимание на бессознательных мыслях и мотивах.

Основоположником бихевиоризма считается американский психолог Джон Б. Уотсон, родившийся в 1898 году. В своих исследованиях он сосредоточился на поведении животных и развитии детей. Именно Уотсон провел знаменитый эксперимент «Маленький Альберт», ставший одним из самых этически неприемлемых и шокирующих примеров в истории психологии (подробнее о нем расскажем позже).

Хотя работы Уотсона до сих пор изучаются студентами, некоторые исследователи считают, что его вклад требует переосмысления.

Ранние бихевиористы стремились превратить психологию в объективную научную дисциплину, схожую с биологией или химией, сосредоточенную на измеримых наблюдаемых процессах, а не на абстрактных внутренних явлениях, которым придавали значение Фрейд и его последователи.

Классические бихевиористы не отрицали существование у людей мыслей и эмоций. Они утверждали, что раз эти внутренние состояния нельзя измерить или зафиксировать, их не следует учитывать при изучении человеческого поведения.

Основные направления бихевиоризма включают:

  • методологический;
  • радикальный;
  • теологический;
  • теоретический;
  • биологический;
  • психологический.

К ключевым фигурам бихевиоризма относятся Джон Б. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Ф. Скиннер и Э. Толмен. Давайте обсудим две важные концепции этого подхода.

Одной из центральных концепций является оперантное обуславливание, разработанное Б. Ф. Скиннером. Он предложил, что поведение может модифицироваться путем положительного или отрицательного подкрепления. В своих экспериментах Скиннер использовал такие устройства, как «Скиннеровская коробка», чтобы изучить, как животные могут учиться через вознаграждения и наказания.

Другой важной концепцией является функционализм, который рассматривает поведение как средство адаптации к окружающей среде. Э. Толмен ввел понятие когнитивных карт, подчеркивая, что животные не просто реагируют на стимулы, но способны строить ментальные модели их окружения. Этот подход положил начало дальнейшим исследованиям в области когнитивной психологии.

Таким образом, бихевиоризм, несмотря на свои ограничения, оказал значительное влияние на развитие психологии как науки, открыв новые горизонты для исследований поведения и обучения.

Что такое классическое обусловливание

Классическое обусловливание представляет собой такую форму обучения, при которой повторное сопряжение двух стимулов заставляет организм реагировать на один из них так, как если бы присутствовал и другой. Знаменитым примером классического обусловливания является эксперимент, проведенный Иваном Павловым.

Не пропустите Не пропустите

Этот ученый заметил, что собаки начинают выделять слюну в ответ на не связанные между собой звуковые или визуальные раздражители. В одной версии эксперимента, когда еда, способная вызывать слюноотделение, неоднократно сочеталась с звуком свиста, собаки привязывались к свисту, ожидая, что за ним последует пища. В итоге они начинали выделять слюну только на основании свистка, даже без подачи еды.

Классическое обусловливание является основой многих аспектов поведения как животных, так и человека. Оно используется в различных сферах, включая психологию, педагогику и лечение фобий. Другие примеры классического обусловливания можно встречать в повседневной жизни, например, в рекламе, когда определенные звуки или образы ассоциируются с приятными ощущениями или продуктами.

Существует несколько ключевых терминов, связанных с классическим обусловливанием: безусловный стимул (например, еда, вызывающая слюноотделение), безусловная реакция (слюноотделение в ответ на еду), условный стимул (свисток) и условная реакция (слюноотделение в ответ на свисток). Это модель объясняет многие формы обучения и адаптации в природе.

Что такое оперантное обусловливание

Фото автора Anthony Shkraba: Pexels

Оперантное обусловливание — это тип обучения, при котором организм меняет своё поведение в ответ на постоянные награды или наказания. Например, если ребенок прикоснется к горячей плите и обожжется, это негативное последствие, скорее всего, заставит его избегать прикосновения к горячим поверхностям в будущем.

Этот процесс был подробно изучен Б. Ф. Скиннером, который предложил концепцию «оперантного поведения», что означает, что поведение воспринимается как действие, которое может быть усилено или ослаблено в зависимости от последствий. Скиннер использовал специальные устройства, известные как «сканеры», для наблюдения за действиями животных и выяснял, как различая виды усилителей (как положительных, так и отрицательных), можно формировать сложные модели поведения.

Существует несколько типов подкреплений: положительное, когда поведение вознаграждается приятным стимулом (например, угощение для животного за выполнение трюка), и отрицательное, когда поведение прекращает неприятный стимул (например, снятие боли в зубе после обращения к стоматологу). Эффективность оперантного обусловливания сильно зависит от частоты подкрепления и контекста, в котором происходит обучение.

Как результат, оперантное обусловливание широко используется в различных областях, от воспитания детей и обучения животных до терапии и управления поведением в бизнесе. То, как мы обучаем новому поведению и модифицируем существующее, основано на принципах оперантного обусловливания.

В чем разница между методологическим и радикальным бихевиоризмом

«Методологический бихевиоризм», связанный с именем Джона Уотсона, утверждает, что так как наблюдаемое поведение является единственно важным, его и следует изучать. В свою очередь, «радикальный бихевиоризм», представленный Б.Ф. Скиннером, считает, что мысли и чувства — это своего рода «внутреннее поведение», которое также можно изучать и модифицировать.

Не пропустите
Не пропустите

Помогает ли наказание научить хорошему поведению

Бихевиоризм не утверждает, что негативные последствия непременно прокладывают путь к желаемому поведению — скорее, они обучают организмы предотвращать нежелательные действия. Например, физическое наказание было распространенным методом влияния на поведение. Ранее детей, проявляющих непослушание, наказывали, полагая, что это поможет им избежать плохих поступков в будущем.

Однако, хотя этот подход и считается негуманным, он не способствует тому, чтобы ребенок научился позитивным альтернативным действиям. В конечном итоге, как только карательные меры прекратятся, он может вновь совершить аналогичное проступок.

В чем заключался эксперимент «Маленький Альберт»

Фото автора Tejas Prajapati: Pexels

Эксперимент «Маленький Альберт» представляет собой бихевиористское исследование начала XX века. В ходе него младенец, названный «Альбертом», был научен бояться определенных животных и предметов, таких как крыса, белый кролик и маска Санта-Клауса, так как каждый из них ассоциировался с громким, пугающим звуком.

В наши дни данный эксперимент расценивается как неэтичный, поскольку исследователи не предприняли попыток изменить внушенные фобии у младенца, оставив его с постоянными страхами перед безвредными предметами.

Некоторые специалисты также высказывают предположение, что мать «Альберта» была вынуждена отдать своего малыша исследователям в качестве подопытного. Несмотря на попытки уяснить личность «Альберта», правдивость данной информации и последствия этого эксперимента остаются туманными.

Где сегодня применяется бихевиоризм

Принципы бихевиоризма находят применение и в настоящее время для:

  • лечения психических расстройств, таких как фобии или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР);
  • экспозиционной терапии для уменьшения условных реакций на раздражители, вызывающие страх;
  • прикладного анализа поведения (ПАП), который используется для помощи в лечении аутизма;
  • организационной психологии, особенно для внедрения систем поощрения и наказания для изменения поведения сотрудников.

Может ли бихевиоризм быть полезен во время терапии

Фото автора Pavel Danilyuk: Pexels

Множество современных видов терапии, такие как поведенческая или экспозиционная, частично основываются на принципах бихевиоризма. Поведенческая терапия практикует использование положительных и отрицательных последствий (например, похвалы или утраты привилегий) для изменения поведения ребенка.

Доказано, что такой подход эффективен в коррекции нарушений развития, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Интересует подробнее эта тема? Ознакомьтесь с рекомендуемыми книгами о бихевиоризме:

  • «Поведение организмов», Б. Ф. Скиннер
  • «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе», Ч. Дахигг
  • «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя», К. Прайор
  • «Вначале была собака. Двадцать лет экспериментов», И. Павлов

Критика бихевиоризма

Бихевиоризм уже не так востребован, как это было прежде, и многие современные психологи игнорируют его элементы, как классического, так и радикального направлений. Ему на смену пришла гуманистическая психология. Хотя многие современные терапевтические стратегии, так или иначе, касаются изменения поведения, они ориентированы на внутренние мысли и чувства, а не фокусируются исключительно на поощрении и наказании.

Существуют и исключения из этого правила — к примеру, в лечении аутизма или других нарушений развития, которые также подвергаются критике. Некоторые эксперты высказывают мнение, что применение бихевиористского подхода в терапевтических целях может быть неэффективным и потенциально вредным.

Среди распространенных критических замечаний о бихевиоризме — его редукционистский характер и неспособность учесть сложность человеческих эмоций и мыслей, а также свободу выбора.

Некоторые современные приложения бихевиоризма, в частности, прикладной анализ поведения, подверглись критике за манипуляции с поведением против воли личности.

Почему бихевиоризм начал терять популярность

Снижение популярности бихевиоризма произошло в 1960-х, когда начала набирать силу когнитивная психология. Она придаёт первостепенное значение изучению внутренних психических процессов, таких как внимание и память.

Психологи того времени осознали недостаточность бихевиоризма и пришли к выводу, что с его помощью невозможно объяснить сложные аспекты человеческого поведения.

Список литературы и источники:

1) Krapfl JE. Behaviorism and Society. Behav Anal. 2016

2) Abramson CI. Problems of teaching the behaviorist perspective in the cognitive revolution. Behav Sci (Basel). 2013

3) Malone JC. Действительно ли Джон Б. Уотсон «основал» бихевиоризм? Behav Anal. 2014

4) Rouleau N, Karbowski LM, Persinger MA. Экспериментальные данные о классическом обусловливании и микроскопических следах в электропроводном материале. PLoS ONE. 2016

5) Staddon JE, Cerutti DT. Оперантное обусловливание. Annu Rev Psychol. 2003

6) Vanelzakker MB, Dahlgren MK, Davis FC, Dubois S, Shin LM. От Павлова до ПТСР: угасание условного страха у грызунов, людей и при тревожных расстройствах. Neurobiol Learn Mem. 2014

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: