Содержание
Что такое локус контроля?
Локус контроля — это понятие в психологии, которое описывает тенденцию человека рассматривать свои успехи или неудачи как результат личных качеств или внешних обстоятельств. Таким образом, есть два варианта:
- Внешний локус контроля (экстернализм) — успехи и неудачи являются результатом стечения обстоятельств, неподвластных человеку;
- Внутренний локус контроля (интернационализм) — успехи и неудачи являются результатом приложенных усилий, принятых решений и зависят в основном от личных характеристик, а не от обстоятельств;
Термин происходит от латинского слова locus (переводится как «место» или «местоположение») и от слова «control», значение которого не нуждается в переводе. Речь идет о неком абстрактном пространстве, в котором, по мнению человека, сосредоточены факторы, определяющие его жизнь. Этот термин был введен американским психологом Джулианом Роттером в его книгу «Социальное обучение и клиническая психология», впервые опубликованную в 1954 году.
Локус контроля является достаточно стабильным свойством личности, которое не изменяется во времени и практически не подвержено коррекции психотерапевтическими методами. В то же время современная психология располагает достаточно точными методами, позволяющими однозначно определить, каким локусом управления обладает данный человек.
Предпочтительным считается внутренний локус контроля. Внутренность свидетельствует о высоком уровне зрелости, дисциплины и независимости личности. Однако внешность чаще сопровождается инфантилизмом и агрессивностью, которые не способствуют развитию хороших отношений с другими людьми.
История создания
Теория социального обучения Роттера появилась в середине 1950-х годов и потребовалось 20 лет, чтобы повзрослеть. Он был разработан в контексте американской науки, сосредоточенной на позитивных знаниях. Адлерская психология, ориентированная на социальные детерминанты поведения, оказала большое влияние на выбор ценностных основ. Например, существовали аксиомы, согласно которым психология должна изучать индивида в контексте осмысленного для него мира (аксиома 1) и что личные конструкции не могут быть сведены к конструкциям других наук (аксиома 2). Тем не менее, сильнее влияние психологии Е. Толман, который был ориентирован на натуралистический подход. Это нашло отражение в следующих аксиомах: поведение ориентировано на цель и зависит от усиления (аксиома 6); ориентированность на цель определяется предвидением, которое базируется на опыте уже существующих действий (аксиома 7). В то же время в теории социального обучения неовещественная традиция появляется и как некий детерминант научности, предписывая строгую формализацию исходных понятий. Таким образом, переходя от методологических постулатов к построению теоретической модели, Роттер стремится вывести сложные, «молекулярные» формы поведения, преследуемые социальной или клинической психологией, из элементарно простых, «молярных» форм, воспроизводимых в регламентированных экспериментальных условиях.
Основная задача теории Роттера — предсказать поведение в ситуации выбора среди четко определенных альтернатив. Согласно первой концепции теории, в ситуации выбора будет реализовано действие, «поведенческий потенциал» которого выше. Сам «поведенческий потенциал» представлен как объединение двух компонентов: субъективной вероятности усиления после выполнения действия, или «ожидания», и субъективной «ценности» этого усиления.
Затем, в попытке провести анализ этих компонентов и перенести их на рассмотрение «ценности». Роттер переходит на «молекулярный» уровень формы поведения. Значение» результата действия выражается в интеграции «ценности» самого действия и «ценности» сопутствующих ему последствий.
Однако автор теории социального обучения подчеркивает использование понятия «ожидания», которое он формализует следующим образом: субъективная вероятность наступления события в конкретной ситуации возникает как сумма «специфического ожидания», обусловленного опытом взаимодействия с аналогичными ситуациями, и «обобщенного ожидания», основанного на опыте решения более широкого круга задач. Тогда роль «обобщенного ожидания» в новой ситуации будет решающей; в типичной ситуации, напротив, реализуется «специфическое ожидание», формируемое опытом взаимодействия с такого рода ситуациями.
Роттер не вводит понятия, которые обеспечивают контекст для таких понятий, как «ценности» и «ожидания»: «мотивационная динамика спроса» или «само-концепция». Это приводит к ряду эмпирических находок, которые начинают противоречить его теории. В частности, «ценности» и «ожидания», которые он считает независимыми, на самом деле оказываются взаимосвязанными: в случае неудачи «ценность» цели снижается за счет ассоциации с неприятными эмоциями. X. Хекхаузен видит в этом принципиальное ограничение неситуационных (обобщенных) конструкций в целом по сравнению с ситуационно-специфическими, что вызывает у нас сомнения. Возможным решением данной проблемы является описание «обобщения» как качественного процесса, происходящего с развитием личностных структур. Для Роттера, однако, обобщение — это линейный, количественный процесс, в котором происходит обобщение ряда переживаний, поэтому его концепция остается чисто описательной, лишенной экспериментального обоснования и не проникающей в механизмы формирования самосознания.
Локус контроля Роттера
В связи причин возникновения жизненных ситуаций с внешними событиями или внутренними условиями лежит психология локуса управления. Изучение локуса контроля было впервые объяснено Роттером. Теорию локуса контроля он вывел из собственной концепции социального обучения. В этой концепции наиболее важным было предвидение (ожидание), то есть ожидание субъекта, что его конкретные поведенческие действия приведут к конкретному вознаграждению (подкреплению).
Rotter’s Locus of control (Локус контроля ротера) — это предсказание того, в какой степени субъекты контролируют награды в своей жизни.
Роттер взял за основу теорию индивидуального (субъективного) локуса контроля, который является подвидом теории «ожидаемой пользы». В этой теории поведение человека определяется тем, как он способен оценить вероятность достижения желаемого результата.
В соответствии с теорией все объекты можно разделить на два типа. Типы локусов управления: внешний локус управления и внутренний локус управления. Эти типы локусов являются своеобразными характеристиками человека, формирующими его поведение.
Уоллстон уточнил эту теорию, добавив предложение о разделении внешнего локуса управления на 2 позиции: «Объясняя контроль под влиянием других» и «Объясняя контроль под влиянием судьбы».
Локус контроля является достаточно важным компонентом мотивационных процессов, тесно связанным с другими областями исследований психологических свойств и личностных признаков, таких как теория самоэффективности.
Локус контроля анализируется и изучается, чтобы иметь возможность оценить когнитивный стиль, который проявляется в области обучения. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее проявлениях, то понятие локуса управления в психологии распространяется и на личностные характеристики в процессах деятельности.
Внешне ориентированные личности характеризуются внешним диском для оборонительного поведения. Назначение им такой ситуации — это шанс на успех. Таким образом, любая внешне стимулируемая ситуация подходит экстерналу. В случае успеха обязательно проводится демонстрация мастерства. Такой человек убежден, что неудачи, которые с ним случаются, — это только результат невезения, серии несчастных случаев, негативного влияния других людей. Аутсайдеры действительно нуждаются в поддержке и принятии. Без этого их производительность ухудшится. В то же время не стоит ожидать большой благодарности за поддержку со стороны посторонних.
Ситуационная атрибуция для интерналов чаще всего заключается в убеждении, что их успехи и неудачи регулярны и зависят от преднамеренности, компетентности и способностей. Для интерналов успех или провал — это естественный результат целенаправленных действий.
Внешний локус контроля неразрывно связан с эмоциональной неустойчивостью и неуправляемым, практическим мышлением. Интерналы, с другой стороны, характеризуются эмоциональной стабильностью и склонностью к абстракции, теоретическому мышлению и синтезированному размышлению.
В настоящее время вместо термина локус контроля все чаще используется термин «воспринимаемый контроль». Эта концепция состоит из двух элементов. Первое — это последовательность поведенческих действий и их последствия. Она отражает оценку человеком возможности того, что такие действия могут привести к желаемому результату. Вторая — это оценка способности человека выполнять такие действия, или компетентности.
Последовательность — важнейшее условие психологического комфорта, удовлетворения жизнью.
Следует понимать, что понятие Роттера относится именно к воспринимаемому контролю. Однако оценка человеком своих способностей может быть предвзятой и неточной. Чтобы объяснить это, есть несколько причин, которые способствуют неправильному восприятию контроля. Стремление к контролю рассматривается как один из важнейших процессов. Определенный уровень независимости человека от биологической и социальной реальности обеспечивается способностью управлять собственной жизнью.
Всегда пытаешься почувствовать свой контроль над обстоятельствами, даже когда результат бесспорно определяется случайностью. В некоторых случаях для поддержания чувства контроля достаточно осознать свою способность предвидеть возникновение обстоятельств, которые нельзя рассматривать как контроль над ними. Неправильное восприятие индивидуального контроля как высокого приводит к игнорированию возможных угроз и формированию преувеличенных ожиданий об эффективности собственных действий. В результате человек либо не готов к стрессовым ситуациям, либо чувствует себя полностью разочарованным в своих способностях.
Внутренние и внешние специалисты также различаются в том, как они интерпретируют социальные обстоятельства, например, в том, как они получают данные, и в механизмах причинно-следственных связей. Интерналы способствуют высокой степени осведомленности о задачах и ситуациях. Внешние лица склонны избегать ситуативных и эмоционально окрашенных объяснений действий.
Экстернализаторы характеризуются зависимым и конформистским поведением. Интернационализаторы не склонны подавлять других или соответствовать. Они выражают сопротивление, когда предпринимаются попытки манипулировать ими или лишать их свободы. Внешние личности не могут функционировать без общения и легче работать под наблюдением и контролем. Внутренние личности, с другой стороны, лучше всего функционируют, когда они одиноки и обладают значительной степенью свободы.
Человек способен достичь гораздо большего в жизни, если верит, что его судьба в его руках. Экстернальные личности гораздо более восприимчивы к социальному влиянию, чем интернализированные личности. Интернационализаторы будут сопротивляться внешним воздействиям, когда появляется возможность попытаться контролировать поведение других людей. Они уверены в своей способности решать проблемы, поэтому на них никогда не влияют мнения других людей.
Аутсайдеры более склонны к психологическим и психосоматическим проблемам. Они больше характеризуются беспокойством и депрессией. Они гораздо более склонны к стрессу, склонны к разочарованию и развитию неврозов. Психологи обнаружили связь между высоким уровнем интернационализма и положительной самооценкой, существенную корреляцию образов идеального «я» и реального «я». Люди с интернализирующим локусом значительно более активно относятся к своему физическому и психическому здоровью.
Однако в мире практически нет так называемых «чистых» экстерналов и интернэлов. Каждый человек содержит в себе хотя бы малую толику веры в собственные способности и сильные стороны, а также долю психологической субординации от ситуации.
Термин локус контроля, таким образом, позволяет проследить значимые моменты проявления активности в действиях и поведенческих отношениях субъектов.
Попытки изучения самоконтроля предпринимаются уже давно, но теория Роттера более развита. Роттер первым разработал «Локус контрольной анкеты».
Теоретические основы
Важным для методологии когнитивной ориентации является то, что экстерналы имеют более слабую мотивацию, чем интерналы, отсюда и тенденция к конформизму и зависимости. Существует положительная корреляция между интернационализмом и определением смысла жизни: чем больше респондент верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит смысл в собственной жизни и более четко видит свои цели.
Интерес сторонников поведенческой теории и исследователей поведения состоит в том, что анализ структуры локуса контроля выявляет ориентацию индивида на действие, предсказание условий, способствующих или препятствующих этому действию, а также зависимость поведения от подкрепления.
В работе с антисоциальными группами этот метод может быть использован для выявления тревожных, неадаптивных подростков с внешним локусом контроля. Это поможет оказать им своевременную помощь до того, как состояние продолжительного стресса приведет их к совершению преступных действий или попытки самоубийства. Есть свидетельства того, что посторонние люди больше склонны обманывать и совершать аморальные поступки. Рассматривается также связь между уровнем субъективного контроля и поведением подростков и молодежи в криминогенных и посткриминогенных ситуациях.
Психология управления может использовать различия между внутренними и внешними личностями, которые могут иметь отношение к их профессиональному функционированию. Например, экстерналы более восприимчивы к манипуляциям, более сговорчивы и чувствительны к мнениям и суждениям других. В целом, экстернализация личностей оказывается хорошим исполнителем, эффективно работающим под контролем других. Интернационализаторы, в отличие от экстернализаторов, более продуктивны в работе в одиночку, чем в команде. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интерналы лучше справляются с работой, требующей инициативы. Они более решительны, уверенны в себе, принципиальны в межличностных отношениях и не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернализирующие менеджеры способны успешно выполнять директивное руководство. Интернационализация и экстернализация личностей также отличаются другими способами, такими как самоуважение. Люди с интернализирующим локусом контроля думают о себе как о добрых, исходящих, дружелюбных, решительных, невыразимых, честных, автономных. Люди с внешним локусом контроля считают себя не самодостаточными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе и враждебными.
Разделение черты личности, описывающей степень, в которой человек воспринимает себя как активного субъекта собственной деятельности и степень, в которой он является пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, оправдано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и особенно прикладной психологии личности, тем более что различные формы добровольной деятельности человека, его повседневное сознание, виды объяснения окружающего мира все чаще становятся предметом психологического анализа.
Версии этого теста были разработаны для взрослых, детей школьного возраста и даже дошкольников. Существует также версия для этнических меньшинств. Все эти версии прошли тщательное психометрическое тестирование в процессе разработки. Для оригинальной версии надежность проверялась путем разделения теста и его повторения через 2 месяца. Это исследование показало, что тест был достаточно надежным. То же самое можно сказать и о его действительности.
Таким образом, согласно исследованиям, люди с преимущественно внутренним локусом контроля более уверены в себе, спокойны, позитивны, имеют более легкие межличностные отношения и более независимы. Люди с внешним локусом контроля более обеспокоены, менее терпимы к другим, менее популярны и конформисты.
Типы людей
По мнению психологов, самооценка человека тесно связана с его локусом контроля. Те, кто постоянно внутренне контролирует себя, могут объективно оценить свои способности и возможности. Он правильно понимает себя как личность.
Итак, внутреннее и внешнее. Какая разница?
Характеристики интерьера:
- взять на себя ответственность за каждое их действие;
- не подвержены влиянию чужого мнения;
- они ценят себя, они самодостаточны;
- имеют внутреннюю гармонию;
- имеют стабильную психику;
- работая на результат.
Люди с внутренним локусом контроля обычно счастливы, успешны и здоровы. Они относятся к другим с добротой. Они видят мир через положительную линзу.
Люди с внешним локусом контроля имеют эти характеристики:
- не может видеть своих ошибок;
- не в состоянии анализировать ошибки и исправлять их;
- постоянно переживают беспомощность;
- зависит от мнения посторонних;
- отличая нестабильную психику;
- прекратить операции при первой же неудаче.
Постоянным спутником внешнего мира является ощущение полной безнадежности. Они не счастливы, испытывают слабость и недомогание, не принимают радости в жизни. Такие люди проявляют агрессию, подозрительность и тревогу.
Основные различия между экстернайзерами и интернайзерами можно обобщить в таблице.
Взгляд в будущее | Постоянно возвращаясь в прошлое |
Смотреть на трудности как на дополнительный жизненный опыт, видеть в них возможность измениться, стать лучшим человеком. | Боязнь неудач, отвращение к чему-то новому, неисследованному. |
иметь собственное мнение при любых обстоятельствах | Неспособность отстаивать свои взгляды |
Ставить цели, иметь возможность планировать | Безответственный, задерживается до последней минуты, не любит планировать… |
Проводит много времени на работе, готов пожертвовать досугом и отдыхом ради него. | Жить в один день. |
Знайте, что будущее будет ярким, полным хороших событий, ярких цветов. | Они видят свое будущее неинтересным. |
Для стажеров время летит очень быстро, потому что они увлечены тем, что делают. | Время затягивается. |
Цените каждую минуту | Не может организовать себя, не может управлять своим временем должным образом. |
Уважайте себя как личность. Ждите только хорошего для себя, успеха, побед, любви… | Неуверенность, вера в то, что с ним ничего хорошего не случится в будущем… |
Стоит отметить, что люди с внешним локусом контроля более склонны, чем другие, к развитию психологической и соматической патологии. Их жизнь не имеет ни цели, ни смысла.
Экстрерналы
Этот тип людей склонен ожидать внешней стимуляции своих действий.
Они зависят от обстоятельств и окружающих их людей, они нуждаются в их одобрении и поддержке, но их также можно обвинить в том, что они не в состоянии достичь решения своих проблем. Они сами также неохотно оказывают поддержку.
Экстернализаторы, как правило, эмоционально нестабильны и склонны менять свои взгляды. Они могут слепо следовать чужим советам и быть более доверчивыми и зависимыми от чужого мнения.
Тем не менее, люди с типом экстернализации легче приспосабливаются к изменениям, быстрее приспосабливаясь к новым условиям.
Интерналы
Для этого типа людей характерны целеустремленность и трудолюбие, честность и рискованность.
Все свои достижения и неудачи они приписывают только себе и своим качествам.
Они эмоционально стабильны, готовы адаптировать ситуации и изменить их в свою пользу, и подавлять мнения других людей, хотя они сами возмущены манипуляциями и вмешательством в их планы.
Люди внутреннего типа больше заботятся о собственном здоровье и склонны активно бороться за свой комфорт и благополучие.
Самооценка интерналов и экстерналов также значительно отличается — в то время как первые склонны считать себя общительными и дружелюбными, более решительными и независимыми, вторые часто объявляют себя некомпетентными, неуверенными и эгоистичными.
Интернальный тип (внутренний локус контроля)
Люди с таким типом личности берут на себя ответственность за свою жизнь и за все решения, как успешные, так и ошибочные. Это поддерживает внутреннюю целостность и эмоциональную стабильность. Внутренние личности характеризуются высокой самооценкой и уверенностью в себе, они не ломаются и не беспокоятся об ошибках. Вместо этого они сосредотачиваются на том, как действовать для решения текущих задач.
Интернационалисты склонны легко подтверждать свои взгляды и убеждения как в профессиональных вопросах, так и в личной жизни. Это подтверждается экспериментом с участием американских студентов. Цель эксперимента была иной, но уже на этапе создания фокус-групп выявилась интересная закономерность: почти все студенты, активно участвовавшие в борьбе за права человека, оказались интернализованными личностями.
Целью исследования было изучение того, как локус контроля влияет на способность человека нарушать вредные привычки. Студентам были представлены наглядные материалы об опасности курения сигарет (все участники эксперимента были курильщиками). Интернационализаторы, обнаружив зависимость, сразу же предприняли попытки ее сломать (хотя и не всегда успешно). А посторонние, с другой стороны, абсолютно ничего не сделали. Вместо этого они планировали однажды решить проблему с таблетками или жевательной резинкой.
Экстернальный тип (внешний локус контроля)
Представители этой группы склонны приписывать все счастье и неудачи внешним обстоятельствам. Все время они пассивно ждут подарков от жизни, потому что не задумываются о том, что для достижения успеха нужно приложить усилия. В то же время они склонны к депрессии и неоправданной агрессии, поэтому их трудно назвать приятными людьми.
Кроме того, экстернализация личностей имеет тенденцию быть безрассудной, потому что они всегда возлагают свои надежды на внезапную удачу. Они готовы идти на неоправданный риск и часто ведут себя импульсивно, не задумываясь о последствиях (ведь, по их мнению, все зависит от судьбы, а не от их решений).
Еще одной характеристикой людей с внешним локусом контроля является экспериментально подтвержденная тенденция к конформизму. Участники этого эксперимента должны были согласиться или оспорить определенные утверждения (при этом правильные ответы должны были быть финансово подтверждены). Организаторы обнаружили, что интернационалисты предпочитают следовать собственному мнению, в то время как экстерналы часто соглашаются с другими участниками, даже если ответ звучал нелогично.
Внутренний и внешний локус контроля личности: определение и характеристика
Вы когда-нибудь замечали людей, которые обвиняют правительство, плохую наследственность, погоду и других людей во всех своих проблемах? Или наоборот, что бы ни происходило, каждый виноват только в себе.
Как будто это в их власти влиять на обстоятельства и так далее? Такой стиль отношения к различным событиям, в зависимости от ориентации, называется внутренним или внешним локусом контроля. И она присутствует в абсолютно каждой личности.
Сегодня мы рассмотрим каждый из этих видов более подробно, чтобы научиться объективно оценивать как наши возможности, так и внешние факторы, не зависящие от нас.
В статье об основных типах темпераментов мы уже познакомились с такими терминами, как экстраверт и интроверт. Поэтому такие определения, как внешнее (внешнее) и внутреннее (внутреннее) должны быть более или менее понятными для Вас.
Этот локус контроля играет важную роль в нашей жизни, так как он влияет на отношения, успех, здоровье, карьеру и восприятие мира в целом.
Она формируется с детства, в процессе социализации, и монотонный тип реакции проявляется в разных сферах деятельности.
Несмотря на то, что она не имеет абсолютно четкой ориентации на обстоятельства, более того, она способна меняться в течение всей жизни, особенно если человек привержен саморазвитию. Также огромную роль в формировании экономики и правовой защиты личности. Хотя отношение родителей оказывает наибольшее влияние на способность брать на себя ответственность.
Например, если ребенку показывают любовь, признают и дают привычку отвечать за себя и свои поступки — то вряд ли он будет вести себя совсем по-другому, когда станет старше.
Но у ребенка, родители которого были авторитарны и непоследовательны, редко хвалили, предпочитая лишь выразить свое недовольство, порой не зная, чего ожидать, будь то наказания или поощрения, мало шансов на внутренний локус контроля.
Внутренняя структура
Анкета состоит из 29 пар высказываний, в каждой паре которых описываются полярные варианты отношения к ситуации. В каждой паре должен быть выбран только один элемент. Шесть пунктов из 29 пустые, поэтому максимальный балл за каждую шкалу может быть 23.
Внешний экстернальный фактор
Внешний фактор (экстернальность) позволяет определить степень активности человека, его самостоятельности и автономии, и является одной из важнейших личностных черт. Этот тип возникает у тех, кто возлагает всю полноту ответственности за все, что происходит вокруг них, не на себя, а на окружающих их людей или сложившиеся обстоятельства.
Посторонние слишком остро реагируют на всевозможные события, рассматривая обстоятельства с осторожностью или даже испугом.
При планировании большое внимание уделяется прошлому, в планы закладываются воспоминания о прошлом. Планирование в таких людях является условным, потому что жизнь может измениться.
Экстернальная группа
Люди, принадлежащие к этой группе, твердо убеждены, что их усилия и старания не смогут изменить привычный образ жизни. По их мнению, прогнозирование и планирование не дадут результатов, поэтому их можно отложить на ближайшее будущее.
Люди, входящие в группу экстернализации, ожидают от жизни различных подарков, которые могут изменить их жизнь. Для большинства таких людей характерны такие черты, как низкая самооценка, неоправданный страх и беспокойство. Их нежелание взять на себя ответственность сопровождается неспособностью отстаивать свои интересы. Эксперты отмечают, что эта категория людей характеризуется импульсивностью, бескорыстной агрессивностью и склонностью к депрессивным расстройствам. Они часто поддаются волнению и совершают рискованные поступки, не задумываясь о возможных последствиях.
Внешний локус контроля — это стремление к соответствию. Этот факт основан на экспериментах и исследованиях, проведенных в отношении данного явления. Такое исследование основано на тесте Роттера. На основе принадлежности к одной из категорий специалисты сформировали фокус-группу. В этой группе были люди с завышенными показателями принадлежности к локусу контроля обоих типов.
Целью этого эксперимента было выявить людей, способных противостоять общественному мнению, и людей, которые с ним согласились. Каждому участнику теста была дана определенная сумма денег, которую он мог бы потратить на пари о своем собственном мнении или мнении других. В результате эксперимента участники, принадлежащие к группе интернационализации, настаивали на своем мнении, несмотря на то, что сталкивались с внешним локусом. Люди, принадлежащие к внешнему локусу, делают ставку на общественное мнение, не сомневаясь в его правдивости и правильности.
Практическая значимость
Измерение уровня субъективного контроля широко используется в психологии мотивации (техника когнитивной ориентации), при изучении характера человека и его связи с поведением, при психологическом отборе в правоохранительных органах, в психологии управления и других областях.
Интересная закономерность
На основании вышеприведенной информации можно сделать вывод, что внутренний локус оказывает гораздо более благоприятное воздействие на жизнедеятельность человека. Именно этот столб повышает производительность труда, приносит человеку удовольствие от выполняемой деятельности, а также способствует развитию устойчивости к внешним воздействиям. Однако перевыполнение этого полюса также влечет за собой негативные последствия. У каждого человека должны быть только реальные стимулы, которые могут быть достигнуты путем целенаправленных действий. Стремление изменить обстоятельства, находящиеся вне контроля внешних воздействий, может вызвать состояние фрустрации и развитие депрессивного синдрома.
Объективная оценка собственных способностей тесно связана с состоянием общества. Именно поэтому иностранные исследователи уделяют столько внимания локусу контроля. Для многих зарубежных стран характерна стабильность в сфере права и экономики. Это приводит к тому, что подавляющее большинство резидентов таких стран совершают различные действия на основе внутреннего государства. Из этого можно сделать вывод, что внутренний полюс не характерен для жителей социально неблагополучных стран. Это можно объяснить тем, что в таких странах глобальные события редко зависят от действий конкретного человека. Основное влияние на человеческую жизнь здесь оказывают внешние силы.
Следует отметить, что методология, используемая для определения членства в одной из условных групп, имеет некоторые интересные нюансы. По мнению автора, локус контроля является нестабильной величиной и может меняться в течение жизни человека. Изменения в политической или экономической обстановке могут способствовать изменению взглядов на жизнь. Семейные ценности также играют важную роль в этом вопросе.
Образовательный процесс подразумевает самостоятельность обучения и ответственность за все принимаемые решения и действия. Методы и строгость обучения являются факторами выбора локуса контроля.
Формирование локуса контроля
На развитие локуса контроля Роттера влияют несколько факторов:
- черты личности человека;
- воспитание;
- исторический момент;
- общество.
В зависимости от них у человека развивается пассивное или активное отношение к жизни. В первом случае он считает, что от него ничего не зависит. А во втором случае он верит, что может что-то изменить.
По словам Джулиана Роттера, какая позиция во многом зависит от того, как часто в детстве нас наказывали или хвалили. Он сделал это предположение в 1954 году. Так что если после того, как человек что-то делает, он слышит только упреки и унижения, в его сознании возникает отношение: «Я ничего не могу сделать, я не могу контролировать то, что происходит». То же самое происходит, когда действия не дают желаемого результата.
Оказывается, воспитание играет важную роль в формировании того или иного локуса контроля. Есть два примера:
- Ребенок, растущий в авторитарной семье, где мама и папа воспитывают его, непоследовательно развивает внешний контроль. Идти с потоком — привычка для него.
- Дети, родители которых были последовательны в своем воспитании, всегда несут ответственность за свои действия.
Несмотря на то, что локус контроля формируется с детства, его можно менять. Точно так же ты можешь изменить свою судьбу.
У кого развивается экстернальный локус контроля?
Прежде всего у детей, которые воспитывались в религиозных семьях. Идеи вмешательства в жизнь высших сил, судьба, судьба и другие подобные вещи занимают центральное место в религиозном образовании. Если религиозный человек совершает плохой поступок, он обычно говорит, что дьявол сбил его с ног; но если случается что-то хорошее, он видит участие Бога в этом поступке. Меньше религиозных людей используют такие термины, как «это была удача», «так сложилась жизнь» и т.д. В любом случае, акцент всегда делается на внешние обстоятельства, которые, как правило, определяют ход жизни. Религиозное воспитание часто сопровождается требованием строгого повиновения главе семьи, что также развивает фаталистические тенденции, ограничивает инициативу и приводит к тому, что личность лишена активной жизненной позиции. Более того, на первый план выходит не столько значимость самого достижения, сколько тот факт, что то, что было сделано, одобряется или осуждается, что еще больше смещает акцент на некое подобие внешнего «судьи», от которого все зависит. Аналогичные эффекты наблюдаются и в нерелигиозных семьях, где ребенок мало вовлечен, но требует послушания. Там, где требования не проясняются, а инициатива ограничена, растут дети, которым впоследствии трудно принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за то, что делается.
К чему приводит экстернальный локус контроля?
Прежде всего, к проблемам принятия решений. Те, кто придает слишком большое значение влиянию внешних сил и обстоятельств, как правило, ожидают, что они проявят инициативу, а не поспешат продемонстрировать свое собственное. Кроме того, страх неудачи или чрезмерная зависимость от удачи могут значительно снизить эффективность действий. Еще одним негативным проявлением внешнего локуса контроля является безответственность. Человек, который искренне верит, что исход дела имеет мало общего с ним, требует слишком много снисхождения к его собственным ошибкам, неудачам и слабостям. Ему также не требуется много боли, чтобы довести дело до конца, если это требует больших усилий. Ему гораздо легче признать поражение при форс-мажорных обстоятельствах. Экстернализаторов обычно не любят за их ненадежность, но иногда уважают за их легкий подход к жизни. В целом, экстернализационный локус контроля указывает на отсутствие личной зрелости, хотя и имеет некоторые преимущества. Основным преимуществом таких людей является несколько более высокая психологическая терпимость к потерям и неудачам.
Зрелость личности
Внутренний локус контроля в психологии является характеристикой зрелого человека. Его не интересует, что о нем думают другие. Он дает объективную, а не субъективную оценку своим навыкам, способностям. Но в этом случае трудно не впасть в крайности.
Чтобы оставаться на верном пути, ставите цели, которые, как вы знаете, вы можете достичь. Не пытайся изменить обстоятельства, которые тебе не подвластны. Иначе вы обязательно испытаете разочарование, депрессию, апатию. И еще один совет — проанализируйте ситуацию. Если вы видите нестабильность, не стройте долгосрочных планов.
Как формируется локус контроля?
Дети по своей природе экстерналы. Мировоззрение ребенка заключается в том, что все зависит от родителей и взрослых в целом. Но по мере взросления он понимает, что способен принимать собственные решения и влиять на окружающий мир. Обычно тенденция быть внутренним или внешним устанавливается в детском и подростковом возрасте, но определенные события могут изменить тип личности и во взрослой жизни.
Психологи перечисляют следующие факторы, которые создают локус контроля:
- Личностные качества. Здесь важны многие личные качества, как врожденные, так и приобретенные. Например, ответственный и целеустремленный человек с сильным характером больше склонен к интернализации. Интеллект и навыки критического мышления играют важную роль.
- Воспитание. Главный поворотный момент — раннее детство. У детей изначально есть внешний локус контроля, рационально полагая, что вся их жизнь зависит от взрослых. И когда они только учатся принимать собственные решения, очень важно, чтобы родители поддерживали их, помогая им перейти на внутренний локус. Если родители склонны к гиперчувствительности, то у детей больше шансов увековечить внешний локус контроля.
- Религиозность и суеверие. Вера в то, что вся наша жизнь зависит от внешних сил или судьбы, также не способствует интернализации. Если день прошел неудачно, то человеку, имеющему внешнее слабое управление, легче обвинить черную кошку, которая перешла его дорогу, чем признать свои собственные ошибки.
- Переломные моменты в жизни. У всех есть воспоминания, связанные с моментами, меняющими жизнь. И то, как они воспринимают эти моменты, часто определяет их локус контроля. Например, один студент может поверить, что он поступил в колледж за годы подготовки, в то время как другой считает, что он попал в колледж через череду случайных счастливчиков.
- Окружающая среда. Если взрослый человек окажется в команде, где все коллеги недовольны жизнью и во всем винят руководство компании, то это может развить экстернальное восприятие даже в зрелом возрасте.
Воспитание играет важнейшую роль в формировании локуса контроля. Модель восприятия, выбранная в детстве, усиливается по мере приобретения жизненного опыта. Интернационализированные люди постоянно воспринимают последствия своих действий, в то время как экстернализированные люди все больше убеждаются в том, что их жизнь подчинена обстоятельствам. Поэтому взрослому человеку чрезвычайно трудно изменить свой локус контроля. Однако, некоторые роковые события могут сделать это. И с небольшими усилиями в правильном направлении, можно изменить восприятие себя.
Механизм формирования
На формирование того или иного типа локуса управления, его эволюцию влияют многие факторы: индивидуальные особенности человека, условия его воспитания, состояние общества, в котором он живет, исторический момент и многие другие. Под их влиянием человек формирует одно из установок: «От меня ничего не зависит». (пассивное отношение), «Все в жизни зависит только от меня». (отношение активного хозяина судьбы).
В 1954 году Роттер предположил, что выбор отношения был связан с тем, как часто человек испытывал похвалу и наказание. Если он столкнулся с негативной реакцией в ответ на его действия, испытал неприятные эмоции, испытал негативные последствия, или действия не дали желаемого результата, он разработал убеждение «Я ничего не решаю».
Таким образом, воспитание играет важную роль в формировании локуса контроля. Дети из авторитарных семей с непоследовательным поведением родителей формируют внешний тип контроля. С раннего детства они привыкли к послушанию, идти по течению. Дети из семей с демократическим стилем воспитания, последовательным поведением родителей формируют внутренний тип ответственности.
Воспитание, состояние общества и эпоха влияют на тип ответственности. Однако важно помнить, что место контроля формируется и изменяется на протяжении всей жизни. В любое время субъект, если захочет, может изменить свою судьбу.
Интересные эксперименты
Этот локус личного контроля позволяет человеку отстаивать и защищать свои интересы, от повседневных бытовых дел до участия в политических акциях. Для иллюстрации приведем результаты другого эксперимента Дж. Роттера.
Респондентами были студенты вузов, которые активно участвовали в различных движениях за гражданские права. Результаты ожидались, поскольку большинство из этих лиц имели внутренний локус контроля.
Есть интересный эксперимент о вреде курения. Участникам была предоставлена информация о пачках о негативных последствиях курения сигарет (исследование проводилось в 1960-х годах). Внутренние участники пытались бросить курить после этого сообщения, в то время как посторонние расслаблялись и отпускали — чего бы это ни стоило. Те, с внешним локусом контроля полагались на помощь врачей, волшебные таблетки, судьба, но ничего не сделали сами, чтобы изменить свое состояние.
Методика локус контроля
В настоящее время существует множество методов определения локуса контроля. Однако в отечественной психологии чаще используются три методики: шкала Роттера, анкета для определения уровня субъективного контроля (предложенная Эткиндом, Бажиным и Голынкиной) и анкета для определения субъективного локуса контроля (предложенная Столиным и Пантелеевой).
Наиболее распространенным в России является метод определения уровня субъективного контроля. Она основана на теории Роттера о локусе контроля. Однако есть ряд важных различий. Роттер считал, что локус контроля универсален в отношении всех типов ситуаций. То есть, по словам Роттера, локус контроля одинаков как для достижения, так и для неудачи.
При разработке метода определения уровня субъективного контроля отправной точкой было то, что во многих случаях вероятен не только однонаправленный локус перекрытия контроля. Это предположение имеет эмпирические доказательства. Поэтому разработчики методики предложили извлечь несколько подписок в анкету: контроль при обстоятельствах достижения, неудачи, в сфере семейных и трудовых отношений, в сфере здравоохранения.
Данная методология содержит 44 вопроса. В результате применения данной анкеты можно вывести общий индекс индивидуальной степени субъективного контроля и четыре конкретных и ситуативных параметра, которые будут характеризовать степень субъективного контроля в межличностной и семейной сфере, в производственной сфере, во взаимосвязи человека со здоровьем и его болезнями. В результате применения этой методики были выделены типы локусов контроля по семи шкалам.
Первая шкала — это общий интернационализм. Высокий балл по этой шкале соответствует высокой степени субъективного контроля над произвольно значимыми обстоятельствами. Люди с высоким баллом считают, что большинство значимых событий в их жизни являются результатом их личных усилий, что они могут контролировать события и, следовательно, взять на себя ответственность за свою жизнь. Низкий балл по этой шкале соответствует низкой степени субъективного контроля. Люди с низкой степенью субъективного контроля не воспринимают связь между своими усилиями и важными событиями. Они воспринимают такие события как результат случайности или усилий других людей.
Другой шкалой является интернационализация достижений. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о том, что субъект обладает высокой степенью субъективного контроля над позитивными эмоциональными событиями. Такие люди верят в то, что они добились всего хорошего в жизни своими собственными усилиями и что они способны успешно добиваться определенной цели в будущем. Низкий балл указывает на то, что субъект приписывает свой успех, удовольствие и достижения внешним условиям, таким как удача, судьба, шанс и помощь других людей.
Третья шкала — это интернализация сбоев. Высокий балл свидетельствует о высоком чувстве субъективного контроля над негативными обстоятельствами, которое может проявляться в склонности винить себя в различных неприятных жизненных обстоятельствах. Низкий балл указывает на то, что человек склонен приписывать негативные ситуации влиянию других людей или невезению.
Четвертая шкала — это проявление интернационализма в семейных отношениях. Высокий балл свидетельствует о том, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семье. Низкий балл указывает на то, что человек винит своих партнеров в важных семейных ситуациях.
Пятая шкала — это внутренний локус контроля в сфере производственных отношений. Высокий балл свидетельствует о том, что субъект считает себя важным фактором в формировании своих производственных действий, например, в карьерном росте. Низкий балл указывает на то, что человек придает больше значения внешним условиям, коллегам, удаче или неудаче.
Шестая шкала является неотъемлемой частью сферы межличностных отношений. Высокий балл свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать сочувствие и уважение со стороны других людей. Низкий балл указывает на то, что человек скорее не способен взять на себя ответственность за свои отношения с другими людьми.
Седьмая шкала — это интернационализация отношения к здоровью и болезням. Высокий балл свидетельствует о том, что обследуемый способен взять на себя ответственность за собственное здоровье и считает, что выздоровление зависит от его действий. Респондент с низким баллом считает, что здоровье и болезнь являются следствием случайности, и рассчитывает на выздоровление, которое наступит в результате действий других людей, в основном врачей.
Субъективная методология локуса контроля направлена на определение локуса контроля как обобщенной и обобщаемой переменной. Техника содержит 32 элемента, 26 из которых являются рабочими, а 6 — маскировочными. Анкета построена по принципу принудительного выбора одного из двух заявлений. Основой анкеты послужила шкала Роттера, использующая ее основные параметры: одномерность, малое число высказываний, а также формат шкалы, требующий выбора одного из высказываний в каждом пункте. Однако некоторые заявления были переформулированы, а остальные 4 заявления были удалены, так как они не соответствовали российскому законодательству. Кроме того, было добавлено 7 пар высказываний, относящихся к жизни студентов.
Для повышения надежности полученных результатов и минимизации позиционных эффектов методология была нормализована к трем параметрам. Первый параметр — экстернальность-интерактивность, обеспечиваемая форматом шкалы. Вторая — направленность атрибуции — примерно одинаковое количество высказываний формулируется как в третьем, так и в первом лице. Третья — это эмоциональная подсказка — примерно одинаковое количество высказываний описывает негативные и положительные эмоциональные ситуации.
Шкала «Локус контроля»
Это помогает понять, является ли человек интернационалом или экстерналом. Она также показывает, насколько они готовы увидеть себя, оценить свою роль, успехи и неудачи в этой области.
Тест Дж. Роттера на контрольной шкале содержит 44 вопроса. Вы должны либо согласиться с заявлением, либо опровергнуть его.
- Построение карьеры зависит от удачи, а не от собственных усилий.
- Развод является следствием нежелания или неспособности партнеров пойти на компромисс.
- Все заболевают. Это невозможно предотвратить или предсказать.
- Холодные, бесчувственные люди всегда одиноки.
- Если мне повезет, я смогу исполнить все свои желания.
- Ты не можешь получить сочувствие. Ты нравишься человеку или нет.
- Брак зависит от денег и родительского влияния не меньше, чем от самих супругов.
- Я часто думаю о том, как я ничего не могу изменить в своей жизни.
- Компания будет расти, если все решения будут приниматься менеджером, не полагаясь на мнение подчиненных.
- Когда я ходила в школу, моя успеваемость зависела не от меня, а от внешних факторов, включая настроение учителя.
- Я уверен, что смогу достичь того, что поставил перед собой.
- Что я могу получить то, что хочу, осуществить все свои планы.
- Лучше вести здоровый образ жизни, чем ходить к врачам и принимать таблетки.
- Если партнёры не видят друг друга лицом к лицу, вы должны разделиться. Ты ничего не можешь с этим поделать.
- Мои усилия и инвестиции всегда ценятся.
- Будущее детей зависит от того, как их воспитывали родители.
- Нет счастливых или несчастливых совпадений, нет судьбы.
- Эта жизнь не сильно зависит от меня, поэтому я не строю планы.
- Когда я ходил в школу, мои оценки зависели от подготовки к занятиям.
- Когда в семье случаются споры, я считаю, что виноват я, а не мой напарник.
- Большинство людей вокруг меня плывут по течению, предаваясь судьбе.
- Мне нравится, когда сотрудники могут принимать решения наравне со своим руководителем.
- Мои болезни не связаны с моим образом жизни.
- Неудачи и неудачи являются результатом неудачного сочетания обстоятельств.
- Плохой менеджер — это вина сотрудников.
- Не думаю, что у меня хватит сил изменить семейные отношения.
- Если бы я захотел, я мог бы завоевать любовь абсолютно любого.
- Будущая жизнь ребенка зависит не столько от воспитания, сколько от влияния всех внешних факторов.
- Я несу полную ответственность за все, что со мной происходит.
- Я часто не понимаю, почему так поступил начальник, а не другой.
- Люди, которые не могут построить карьеру, винят себя.
- Я знаю, как получить то, что мне нужно, от окружающих, включая членов семьи.
- Мои неудачи — это вина окружающих.
- Забота о вашем ребенке защищает от многих болезней.
- Если мне тяжело, я жду, когда проблемы разрешатся сами собой.
- Успех — это не удача и не шанс. Это долгая, тяжелая работа над собой.
- Как счастлива моя семья, зависит от меня.
- Честно говоря, я не понимаю, почему я кому-то нравлюсь, а кому-то нет.
- Я никогда никого не прошу о помощи. Я всегда полагаюсь на собственные силы.
- Часто вклад человека в дело остается недооцененным.
- Часто семейные проблемы не могут быть решены, даже если ты действительно хочешь.
- Ответственность за неиспользованный потенциал и неосвоенные возможности лежит на человеке.
- Большая часть моих побед связана с теми, кто рядом со мной.
- Почти все мои неудачи — это моя вина, моя лень или недостаток знаний.
«Когнитивная ориентация»
Как и предыдущий тест, он помогает определить, является ли ваш локус контроля внешним или внутренним. Их 29 наименований. В каждом из них выберите одно из двух приведенных утверждений. Они помечены буквами «а» и «б».
1 | Сложно воспитывать детей слишком строго. | Проблемы с детьми, когда родители слишком терпимы. |
2 | Все трудности являются результатом неудач. | Человек сам отвечает за свои проблемы |
3 | Аморальные поступки совершаются потому, что люди закрывают на них глаза. | Даже если вы попытаетесь искоренить аморальность, она все равно всплывет. |
4 | В конце концов, человек будет вознагражден за все свои действия. | В большинстве случаев никто никогда не признает заслуг и достижений человека. |
5 | На успеваемость не влияет предвзятость учителей | Ученики не понимают, что их оценки во многом зависят от того, как сложилась их жизнь. |
6 | Успех руководства компании определяется внешними обстоятельствами. | Является ли человек хорошим или плохим лидером, зависит от этого человека. |
7 | Ты не можешь сделать всех такими, как ты. | Если ты не можешь завоевать чью-то любовь, это значит, что ты не знаешь, как разговаривать с людьми. |
8 | Характер и поведение нельзя изменить. Они на 100% наследственные | Характер и поведение определяются жизненным опытом |
9 | Все зависит от того, что ждет судьбу. | Вместо того, чтобы полагаться на судьбу, ты должен быть активен. |
10 | Хороший сотрудник не боится тщательных проверок. | Даже самый опытный, обученный сотрудник не может выдержать проверки. |
11 | Успех — это результат упорного, ежедневного труда. | Успех — это совпадение |
12 | Каждый из нас может повлиять на судьбу страны. | Граждане никоим образом не могут изменить решение властей. |
13 | Я уверен в себе, в своих целях, в своих планах. | Я не строю планов, потому что не знаю, как обернутся обстоятельства. Не многое зависит от меня. |
14 | В мире много плохих людей. | В каждом человеке есть что-то хорошее. |
15 | Выполнение моих пожеланий напрямую зависит от того, сколько усилий я прилагаю для их выполнения. | Чтобы определить свои желания и цели, я бросаю монету или полагаюсь на благодать судьбы. |
16 | Стать менеджером не просто так. Нужно много удачи. | Менеджеры — это лица, которые имеют возможность управлять большим количеством подчиненных |
17 | Человек не может влиять на ход мировых событий | Люди должны активно участвовать в общественной жизни, потому что это возможность изменить мир. |
18 | Многие люди не понимают, что их жизнь зависит от совпадений. | Ни везения, ни совпадений. |
19 | Важно признавать ошибки | Лучше скрывать свои ошибки. |
20 | Трудно понять, нравишься ты кому-то или нет. | Наш социальный круг зависит от нас. Мы должны научиться ладить с окружающими. |
21 | За черной полосой обычно следует белая. | Человек должен взять на себя ответственность за свои собственные неудачи. Пока он не исправит свои ошибки, неудачи будут продолжаться… |
22 | Люди способны сделать общество менее бессердечным. | Формализм и бессердечность не могут быть устранены |
23 | Я часто не понимаю, почему менеджер дал сотруднику бонус. | Бонус — это награда за хорошую работу, за то, что ты отдал все, что мог. |
24 | Хороший менеджер дает своим подчиненным свободу действий. | Хороший менеджер объяснит каждому сотруднику, в чем его обязанности. |
25 | Я не могу контролировать свою жизнь, я бессилен. | Нет такого понятия, как шанс или судьба. Все зависит от меня. |
26 | Люди одиноки, потому что они сами не дружелюбны к другим. | Тебе не стоит пытаться сделать кого-то похожим на тебя. Либо ты нравишься человеку, либо нет. |
27 | Характер определяется силой воли | Характер во многом зависит от коллектива, общины. |
28 | Я создаю свою собственную жизнь. | Я чувствую, что не могу контролировать то, что со мной происходит. |
29 | Очень часто я не понимаю действий моего начальника. | Плохое руководство является следствием плохого поведения сотрудников |
Описание методики
Техника Locus of Control является одной из первых методик тестирования, направленной на идентификацию локуса контрольного (интернализирующего-внешнего) поведения. Она была разработана в 1950-х годах американским психологом Дж. Роттером как часть концепции поведенческой психологии.
Тест локус контроля
Контроль является одним из сравнительно совершенных устройств для регулирования когнитивных процессов ума. Она обуславливает отношения субъекта с окружающей средой таким образом, что учитываются объективные особенности стимуляции и потребности человека.
Наблюдения и эксперименты Ротера позволили ему предположить, что некоторые люди имеют стойкое ощущение, что все, что с ними происходит, вызвано внешними обстоятельствами, в то время как другие считают, что все, что с ними происходит, является результатом их личных способностей и усилий. Поэтому он предложил назвать такое отношение локусом контроля.
Локус методологии контроля, представленный Роттером, включает 29 пар рейтингов. Он предполагает, что локус может меняться и зависит от жизненных областей субъекта. Поэтому пункты анкеты соответствуют нескольким областям, таким как ситуации, оказывающие влияние, академическое признание, общее мировоззрение, социальное и политическое участие, социальное самоуважение и доминирование.
В результате обработки получаются две позиции: внутренняя и внешняя. Таким образом, в одной области находятся люди, которые верят в свои собственные способности и потенциал для управления жизненными событиями, т.е. люди с внутренним локусом контроля. Другая область содержит людей, которые считают, что все наказания и награды в жизни являются следствием внешних условий, таких как судьба, шанс, т.е. внешний локус контроля.
Шкала «Внутренние и внешние факторы» была разработана для измерения личных различий в понимании того, является ли успех или провал контролируемым извне или изнутри. Шкала, разработанная Роттером, используется для оценки контроля человека за своими действиями. Через сравнительное превышение итоговых баллов по одному параметру над другими можно оценить желание контролировать. Однако предложенная Ротером шкала предлагает только один параметр компонента «Ожидания».
В связи с этим масштаб стимулирует проведение еще большего числа исследований и разработку новых мер. Некоторые предлагают использовать факторный анализ для уточнения компонентов шкалы. Например, было показано, что необходимо различать управление случайными или другими людьми, и внешне способными и неспособными к защитным реакциям, как параметры экстернальности. Экстраверты, не способные к оборонительной реакции, могут брать на себя больше личной ответственности за свои действия, чем те, кто способен на это.
Исследования также показали, что интернационализаторы с большей вероятностью видят себя способными контролировать события. Экстернализаторы, с другой стороны, скорее всего, приписывают то, что случилось, удаче, судьбе, шансу или другим внешним обстоятельствам. Интернационалисты считаются более уверенными в себе, чем экстерналы.
Подход Роттера, однако, не в состоянии объяснить, почему одни люди помещают причины успеха или неудачи в себя, а другие — во внешние факторы.
Психология локуса контроля
Такое свойство, как локус контроля, является одной из главных и существенных особенностей, которые связывают внутренние чувства человека, его действия и чувство ответственности за их осуществление.
Особенностью психологии локуса управления является то, что субъект стремится искать и приписывать ответственность за то или иное событие различным внешним или внутренним субъективным факторам, своим собственным процедурам.
Грубо говоря, локус контроля — это специфическая черта характера человека, которая в полной мере отражает ту степень, в которой он готов наделить результаты своих действий определенной характеристикой.
Он может определить его успех и достижения в результате его личных усилий или, наоборот, в результате обстоятельств, чьего-то вмешательства, последствия определенных внешних факторов, событий.
Неудача может быть, например, результатом собственных недостатков, недостатков, несовершенства. Стоит отметить, что эту черту практически невозможно изменить сознательно, она формируется в процессе адаптации к условиям общества и зависит от сопутствующих условий. Это также объясняется тем, что параметры локуса (внешность и внутренняя среда) не являются врожденными признаками.
В то же время, стоит отметить, что в одном человеке никогда не бывает экстремальной степени экстернальности или интернальности. Скорее, эти параметры проявляются в различной степени выраженности одновременно, создавая своего рода смешанный тип.
Таким образом, один и тот же субъект, в зависимости от того, что с ним происходит, может «возложить» ответственность за случившееся либо на себя, либо на различные внешние факторы и признаки. Этот «смешанный» тип также составляет основу специфического явления, называемого «предрасположенностью к себе».
Как развивать внутренний локус контроля
Идеальным для любого человека было бы равномерное развитие как внутренних, так и внешних локусов. Отсюда и желание измениться, стать лучше. Изменение локуса контроля может происходить только под наблюдением психотерапевта, который будет разрабатывать программы, специально предназначенные для повышения самооценки.
Для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов необходимо:
- Быть под контролем и не перекладывать ответственность на других.
- беря на себя ответственность за свои действия и понимая свой уровень ответственности
- признать свои неудачи, вину и самонаказанность.
Если внутренний локус преобладает, то измените намерение:
- Нет необходимости забирать все сразу, нужно отдавать взамен. Например, взаимовыгодные соглашения.
- Будь проницательным. Эквивалентные решения действий могут быть найдены в действиях и реакциях других людей. Должна быть связь между действием человека и реакцией на него.
- Будьте корректны в своем поведении и общении.
Если вами управляет (возможно, ваша рабочая команда или друзья), измените себя:
- Будьте уверены в себе, в своих действиях, словах и делах.
- Быть нечувствительным к мнениям группы.
- Показать Ваше мнение
- Внимательно прислушивайтесь к мнению других людей
- Сохраняй спокойствие.
- Как можно меньше негатива по отношению к окружающим.
- Ваша точка зрения на полученную информацию.
Запомни это:
- Гармоничное существование должно быть достижимым и достаточно близким по отношению к статус-кво.
- Человек должен ставить реалистичные цели в отношении того, как двигаться к главной цели.
- Ежедневная работа поможет достичь гармонии.
- Воспитание и самообразование — это взаимный, часто бесконечный процесс.
Взаимосвязь локуса контроля и самооценки
Развитие личности — что это такое в психологии
Уровень самооценки личности определяет локус контрольной ориентации.
Высокая степень самосознания подходит для людей, которые склонны адекватно оценивать свои собственные действия, уважительное отношение к собственному «я». Тем не менее, концепция самосознания не имеет ничего общего с любовью к самому себе.
Во втором случае завышенная самооценка влияет на эмоциональную стабильность и психическое здоровье.
Как самостоятельно определить свой тип локуса
Несколько показателей шкалы управления полезны для определения локуса:
(1) Общее «интернэлити» (IO). Чем выше процент шкалы, тем больше убежденность человека в том, что важные события в жизни — это прогноз результатов его действий. Человек может самостоятельно управлять событиями и чувствовать себя ответственным за определенные события или жизнь в целом. Если индекс низкий, то это указывает на сложность демонстрации связи между действиями и значимыми жизненными событиями. Такой человек имеет низкую уверенность в способности контролировать развитие событий, считает, что это случайное явление или внешнее влияние других людей.
2 «Внутренность» достижений (ИД). Те, кто имеет высокий уровень достижений, считают, что все, чего они достигли в жизни, зависит только от них самих. Те, у кого низкий уровень, верят, что это результат удачи в жизни, счастливой случайности.
3. «Интернационализация» сбоя (ID). Высокий показатель свидетельствует о склонности к самообвинению в неудачах, неприятностях и страданиях. Низкий уровень связан с предпочтением отдавать должное событиям, людям или результатам невезения.
4 «внутренность» семейных отношений (ИС). Высокий показатель характерен для человека, считающего себя ответственным за свои семейные события. Низкий — указывает на оторванность от проблем и заключается в снятии ответственности за близких или семью.
5. «Внутренность» отношений производства (ИС). При высоком показателе человек считает собственные достижения важнейшим фактором формирования коллективной деятельности или отношений в коллективе, своего профессионального роста и т.д. При низком показателе человек говорит о подозрительности и зависимости от внешних обстоятельств — влияния руководства, коллег, удачи, неудач.
6.межличностная внутренняя обстановка (IM). Высокий показатель проявляется в способности вызывать взаимное уважение и привязанность и т.д. Низкий — в категории людей, не способных активно участвовать в круговороте общения.
7) «Внутренность» в здоровье и уровень заболеваемости (МЗ). Высокий балл свидетельствует о повышенном внимании к собственному здоровью: если человек болен, он винит себя и считает, что его выздоровление также будет зависеть от его решений и действий. На низком уровне — он считает, что его здоровье или болезнь являются результатом освещенного события и надеется, что его выздоровление полностью зависит от эффективности действий других людей, в первую очередь врачей.
Локус контроля Дж. Роттера, диагностика
Шкала ротера является биполярной (на одном полюсе находятся интернализаторы, на другом — экстернализаторы) и позволяет диагностировать уровень внутреннего локуса: степень самостоятельности, ответственности и активности в достижении целей.
Выявление своего локуса контроля служит основой для самосовершенствования, самоанализа, понимания сильных и слабых сторон, а также изменения отношения к событиям — мощным стимулом для личностного роста и развития. Преобладание посторонних черт свидетельствует о необходимости учиться ответственности, замечать свой собственный вклад, выходящий за рамки внешнего влияния.
Внутренним людям важно понять, что невозможно все держать под контролем. Нет ни одного человека в мире, который знает и может сделать все.
Примеры
Внешний локус контроля заставляет человека верить, что все хорошее и плохое происходит в его жизни из-за внешних обстоятельств. Например, он может давать такие объяснения происходящим с ним событиям:
- закончил с плохими оценками, потому что система образования в этой стране плохая;
- Я опоздал на работу, потому что там было пробки;
- его зарплата низкая, потому что его боссы его не ценят;
- Избыток веса — это не избавление от него из-за плохого наследства.
Она также приписывает положительные события внешним обстоятельствам. Например, многие студенты считают, что поступили в колледж по чистой случайности, а позже считают, что им часто везет в учебе. Однако чаще всего экстернализм проявляется в том, что человек винит в своих неприятностях обстоятельства и других людей.
Люди с внутренним локусом контроля считают, что их события — это их собственные достижения или неудачи. Их объяснения, как правило, следующие:
- Я не учился достаточно усердно, поэтому мои оценки были плохими;
- Я опоздал на работу, потому что ушел очень поздно;
- Заработная плата низкая, потому что не хватает квалификации для продвижения по службе;
- Избыточный вес нельзя сбросить из-за плохого питания и нежелания заниматься спортом.
Конечно, личности с внутренним локусом контроля также пишут положительные события в свою пользу. Хорошее образование, дисциплина, стройная фигура, высокий доход и т.д. являются для них чисто личными достижениями. С такими людьми приятнее общаться, потому что они всегда уверены в себе и почти никогда не излучают негатива.
Значение
Есть ли практическая польза для обычного человека в понимании того, что такое локус контроля? Эта информация кажется интересной и информативной, но даже без нее каждый человек прекрасно знает, что успеха добиваются только те, кто берет на себя полную ответственность за свою жизнь, свои решения и свои ошибки. Ведь многие техники самосовершенствования не зря нацелены на это.
Не только посторонним приходится работать над собой, пытаясь изменить свой внешний локус контроля на внутренний. Интерналам также часто приходится снижать давление на себя, потому что они стараются контролировать все, даже те вещи, которые не требуют их контроля.
Локус контроля является важнейшим фактором успеха во всех сферах жизни. Это не только способность брать на себя ответственность за свои действия, это полное ощущение того, что можно достичь любых целей, прилагая усилия в правильном направлении. И это ощущение может развиваться даже людьми с внешним локусом контроля. Просто начни задавать себе правильные вопросы и отвечать на них честно.